Персонажи известной детской сказки Алексея Николаевича Толстого «Буратино» зачастую угадываются и на рязанских улицах. Здоровые на вид мужики подходят и, протягивая трясущуюся, ладонью кверху, руку, просят денег. Одним на выпивку не хватает, другим на опохмел, третьим – услуги ЖКХ оплатить. Клянчат на проезд в электричке, потому что на вокзале кошелек из кармана вытащили, или на лечение ребенка, поскольку ему нужна срочная дорогостоящая операция. При этом на картонке крупными буквами пишут счет в банке, на который нужно перечислить деньги. Как относиться к этим вещам?
Вряд ли кто станет проверять достоверность подобной информации. На поиск истины потребуется немало времени и усилий, а что это даст на выходе? Даже если вы узнаете, что вас пытались ввести в заблуждение и нет никакого больного ребенка у женщины, то привлечь ее к ответственности за мошенничество будет не так-то просто. Хотя подобные случаи, когда людей привлекали, в правоохранительной практике рязанских полицейских встречаются.
А вот если ребенок находится рядом с женщиной и она занимается попрошайничеством, то в этой ситуации к ней применима статья 151 Уголовного кодекса РФ «Вовлечение несовершеннолетнего в совершение антиобщественных действий». Статья предусматривает ответственность в виде обязательных работ до 480 часов, исправительных работ до двух лет или ареста до шести месяцев. Принуждение к попрошайничеству с применением насилия наказывается лишением свободы на срок до шести лет.
Раньше таким образом денежку из сердобольных выбивали чаще, а сейчас (в том числе и в связи с ужесточением миграционного законодательства) подобные случаи стали редкостью, но все-равно по-прежнему в подземных переходах можно встретиться с этим явлением.
Каждое утро у перекрестка улиц Колхозной и Горького (возле префектуры Октябрьского округа города Рязани) в плотном потоке автотранспорта милостыню просит безногий инвалид. Привозят его туда почти каждый день, независимо от погоды. Сидел он на асфальте и в зимнюю стужу, и в весеннюю распутицу. Многие водители, кстати, подают. Но то, что располагается попрошайка прямо на проезжей части, может запросто привести к ДТП. Из высокой кабины грузовика человека не очень хорошо видно.
Сейчас куда-то пропал, а еще два-три года назад собирал милостыню на дороге безногий инвалид, одетый в армейский камуфляж и весь увешанный наградами. Журналисты многих рязанских СМИ пытались взять у него интервью, но никому не удалось. Завидев журналистов, инвалид бросался наутек. Председатель совета регионального отделения общероссийской общественной организации «Боевое братство» Александр Костров в официальных комментариях сообщил, что с членами их организации такого случиться не может. Помощь оказывается всем нуждающимся цивилизованными способами. Да и государство сегодня исполняет по линии соцзащиты все свои обязательства перед инвалидами.
Но ведь сказочный персонаж кот Базилио слепым только прикидывался, а на самом деле таковым не являлся, а тут уже дело за правоохранителями. По сообщениям СМИ мы знаем, что в Советском Союзе попрошайничество рассматривалось как форма тунеядства и было уголовно наказуемо. Статьей 209 УК РСФСР 1960 года предусматривалось наказание лишением свободы на срок до двух лет или исправительными работами на срок до одного года за «систематическое занятие бродяжничеством или попрошайничеством, продолжаемое после повторного предупреждения, сделанного административными органами». Лицам, обвиненным в тунеядстве, присваивалась аббревиатура БОРЗ (без определенного рода занятий).
В Москве за попрошайничество привлекают к ответственности более 1 тысячи человек. Столичные полицейские считают, что существующей статьи 3.8 КоАП, предусматривающей предупреждение или штраф от 100 до 500 рублей за «приставание к гражданам в общественных местах», сегодня недостаточно. В московском МВД предлагают новую редакцию этой статьи, выделить «попрошайничество» в состав отдельного правонарушения и исключить формулировку «навязчивые действия», а также установить размер штрафа от 2500 до 5000 рублей.
На самом деле отличить на улице мошенника от человека, которому действительно необходима помощь, непросто. И тут каждый вправе поступить по совести. Многие считают – лучше дать, на душе от этого будет легче. Но стоит ли потакать профессиональным мошенникам?