В прошлом веке улица уже была застроена купеческими домами. Здесь же снимало квартиры и высшее рязанское сословие. А купцы братья Шульгины – Василий и Николай – сдавали весь второй этаж реальному училищу. Рядом с этим зданием располагалось Управление почтовыми делами.
В домах на первых этажах помещались магазины (до революции их насчитывалось до четырех десятков), в которых торговали музыкальными инструментами, писчей бумагой и книгами, последние выдавались по желанию за небольшую плату для домашнего чтения. Впрочем, замечательно изданные книги можно было купить и «насовсем» в магазине Василия Серебрякова, располагавшемся в угловом здании справа от входа на Почтовую со стороны Новобазарной площади. По воспоминаниям, собранным краеведами, у Серебрякова можно было приобрести и полулегальную литературу, и даже книги с карикатурами на царствующих особ – по повышенной цене, и будто бы даже вице-губернатор Татищев не отказывал себе в удовольствии иметь «крамольные» рисунки.
Почтовая была знаменита «Фотографией» Николая Саввова, который оставил много уникальных снимков дореволюционной Рязани. Завлекательным был и магазин музыкальных инструментов Самуила Киссельмана: проявляя чудеса, выражаясь по-современному, маркетинга, хозяин самолично играл на всех продаваемых инструментах: на балалайке, гитаре, мандолине, фортепьяно. Ломовым извозчикам, мастеровым не возбранялось зайти и просто послушать игру виртуоза. Состоятельная публика не скупилась на покупки.
На углу Почтовой и Астраханской улиц буквой «Г» стоял уникальный «ТОРГсИН» (магазин по торговле с иностранцами). Там можно было имеющим драгоценные металлы и камни обменять их на дефицитные продукты и промышленные товары. Существует легенда, что на месте «ТОРГсИНа», под землей, зарыты клады из обручальных колец, сережек, золотых монет... Как мы знаем, сейчас на этом месте – современный почтамт и памятник Евпатию Коловрату.
На Почтовой действовала пекарня обрусевшего немца Гоппе, а при ней магазин. Там продавали – с пылу, с жару – остроконечные батончики, французские булки, бублики, баранки, несколько сортов черного хлеба. Пахло так вкусно, что пройти мимо было просто невозможно.
В бакалейной лавке купца Шимаева отбоя от клиентов тоже не было. Во многом этому способствовал обязательный приз (чаще всего бутылка марочного шампанского), выдаваемый каждому солидному покупателю. Еще на Почтовой работало частное ателье Моисея Курпеля. Там не только шили платья и ведомственные мундиры, но и выполняли заказы на костюмы для городского театра.
Почтовая не была скупа на зрелища. Армянину Султанову принадлежал кинотеатр «Дарьялы» (ныне помещение областной детской библиотеки). На его «фильму» были самые низкие цены в городе. Сам же Султанов любил расхаживать по улице с кинжалом за поясом, в черкеске и папахе, привлекая своим экзотическим видом дополнительных киноманов.
На Почтовой держал свой доходный дом с «нумерами» и «электрическим театром» купец Михайлов. У входа для удобства клиентов (господ и, зачастую, веселых девиц) неизменно дежурил извозчик-лихач. В пятидесятые годы ХХ века здесь располагалась гостиница «Заря» и ресторан, огромные окна которого украшали торты, заливные рыбины, заморские фрукты.
Рядом – памятный многим кинотеатр «КИМ», позже – «Молодежный». Помещение было мрачным, холодноватым, не очень уютным, любителей посмотреть здесь кинохронику и художественный фильм набиралось не столь много. Однако, по воспоминаниям старожилов, когда показывали «Молодую гвардию» Сергея Герасимова, зал был переполнен, и люди сидели даже в проходах прямо на полу.
В послевоенное время на Почтовой установили автоматы: опустив монетку, можно было стать обладателем сигарет, газеты «Правда» или получить порцию освежающего одеколона «Шипр».
Детское воображение поражал плюшевый мишка в одной из многочисленных витрин. Впрочем, и взрослые с интересом следили, как Топтыгин протягивал лапу за стаканом, полным красноватой жидкости. Знатоки уверяли, что это «натуральный портвейн».
На Почтовой всегда было людно, сюда приходили не только, образно говоря, за хлебом и зрелищами, но и просто развеяться, на других посмотреть и себя показать. Надо сказать, что тогда поведением прогуливающаяся публика отличалась строгим: никаких поцелуев, объятий, под ручку прохаживались только муж с женой или жених с невестой, а с зажженной сигаретой можно было застать только женщин «легкого нрава»...
После революции Почтовую улицу переименовали в улицу Подбельского – народного комиссара почт и телеграфов. В народе название сократили до панибратского «Подбелка» (впрочем, позже и Почтовую усекли до разговорного – «Почтовка»).
Бесспорной достопримечательностью во все времена было и остается красивейшее здание Зимнего Дворянского собрания. На Почтовой располагается наиболее ранняя его часть. Одно время в нем размещалось народное училище, в советские годы – Дом офицеров, сейчас – областная Дума.
Было время, существовал проект приблизить Почтовую к ее первоначальному виду, сохранив аромат старины. По крайней мере, на макете воссоздали каждый дом, магазин, лавку, намеревались поставить перед почтамтом памятник генералу Скобелеву... Проект, как говорится, не пошел. Но пешеходной зоной улица стала. А в управлении архитектуры администрации города Рязани нам сообщили, что «улица Почтовая имеет в основном сложившийся облик, возможное благоустройство, строительство и реконструкция отдельных объектов не повлияет на изменение ее облика».