10:25 МСК
Пятница
23 / 04 / 2021
1109

Искусство требует жертв…

Даже если это кино, скорее похожее на компьютерную игру

«Мафия. Игра на выживание» – один из премьерных отечественных фильмов этого года. В кинотеатрах страны он появился 1 января. Его снял российско-армянский кинорежиссер, сценарист, продюсер и актер Сарик Андреасян. Несмотря на впечатление, что работа над картиной велась, не выходя из студии, фильм как будто бы состоит из одних лишь компьютерных спецэффектов, съемочная группа успела побывать и на острове Тенерифе, где в океане была отснята одна из сцен «Мафии», и даже в цехах завода «ЗиЛ». А актер Андрей Чадов – исполнитель роли онкобольного Ильи – специально к съемкам этого фильма похудел на восемь килограммов.

Сюжет фильма – игра «Мафия». Та самая, карточно-салонная, в которую начала играть «продвинутая» молодежь в конце 80-х годов прошлого века и которая остается одним из любимых развлечений современного студенчества. Для тех, кто забыл, напомним: участники игры тянут из «шляпы» фанты, на которых указано либо слово «мафия», либо «гражданин», еще есть персонаж ведущего. Все садятся в круг, по слову ведущего закрывают глаза, и только те, кому достался фант мафии, могут увидеть друг друга. Дальше наступает «утро», и игра начинается.

Мафия знает, кто есть кто, обычные граждане – нет. Задача первых – «убить» как можно больше вторых, задача граждан – тем же способом разобраться с первыми. Убийство проводится голосованием, основания для «расстрела» – любая аргументация, способная убедить участников игры. Таким образом, игра – сугубо психологическая, требующая от игроков внимания и наблюдательности, умения просчитывать собственные ходы и обнаруживать ходы предполагаемых противников. Игра останавливается после того, когда либо «убита» мафия, либо, в случае гибели большинства граждан, «мафия бессмертна».

Создатели фильма перенесли игру в Москву 2072 года и довели ее до абсурда. Аргументация для ликвидации человека все та же, основанная на догадках и предположениях. А вот убийство – самое настоящее. Любителям фэнтези фильм, вероятно, придется по душе. В первых кадрах зрителя встречает Москва будущего (она узнается по комплексу зданий «Москва-Сити») – темная, сверкающая и зловещая. Отметим, что весь фильм окрашен в серо-сине-черную гамму с красными пятнами огня и крови. «Мафия» конца XXI века – это самое популярное телешоу, принять участие в котором приходят люди, как правило, отчаявшиеся и решившие в последний раз испытать судьбу – погибнуть или выиграть большие деньги. Популярность телеигры обусловлена убийствами в прямом эфире. Правда, создатель и ведущий игры констатирует и сожалеет, что смерть на экране уже не так интересна зрителю и рейтинг игры снижается. Кстати, в его роли актер Виктор Вержбицкий, за которым прочно закрепилось амплуа злодея. Вспомним его аналогичные работы в «Дневном» и «Ночном» дозорах, «На игре», «Черная молния». Кстати, сейчас он снимается в картине «Декоратор» по одноименному и довольно мрачному роману Бориса Акунина. Интрига фильма, как становится ясно уже в последних кадрах, выстроена на том, что ведущий решает вернуть популярность своему детищу, сыграв на чувствах зрителя, и использует для этого изощренный метод под стать сути самой игры.

Отметим, что в картине очевидны мотивы ряда зарубежных культовых фильмов, прежде всего, «Матрицы», местами «Мафия» напоминает «Бегущего человека». К чести создателей фильма, «Мафия» обращается к некоторым философским вопросам, ответы на которые так или иначе ищет каждый человек. Благодаря этому фильм нельзя совсем уж списать в расход. В частности, не раз в картине задается (впрямую и косвенно) вопрос о том, как далеко может зайти человек в момент отчаяния или ради исполнения своей заветной мечты, или ради любимых людей… Например, инженер Илья решается на игру ради семьи: из-за болезни ему остается жить несколько месяцев, и он боится оставить жену и детей без средств к существованию, надеясь выиграть деньги в «Мафии». А вот восьмидесятилетний миллионер в исполнении Вениамина Смехова рискует для того, чтобы еще раз пощекотать себе нервы, испытать фортуну.

Следующая значимая тема в фильме – страхи людей. Когда игроки принимают решение об уничтожении одного из участников, жертву помещают в некий шарообразный транслятор, в котором компьютер создает в сознании человека картины и ситуации, которых тот больше всего боится. Так, танцовщице Марии в трансляторе видится, как она убегает от молнии, которая все-таки ее достигает, ее поклонник погибает от ужаса перед океаном, кишащим акулами, Лариса видит, как на ее глазах в воздухе разрушается самолет – у нее аэрофобия. Но двум героям – Кириллу и Маргарите – удается при подсказке все-таки погибнувшего Константина выжить в трансляторе. Отпустить прошлое, победить свой страх, самый главный враг каждого человека – он сам – эти темы развиваются во многих произведениях философского толка.

Но не так-то все просто. Оказывается, и эти победы участников «Мафии» над собой тщательно спланированы злодеем – ведущим игры. В последнем кадре фильма Кирилл обещает вернуться и все-таки уничтожить «Мафию». Так что, видимо, надо ждать продолжения.

Статья опубликована в газете Рязанские ведомости в номере 70 (5111) от 22 апреля 2016 года
Подписывайтесь на нашу группу ВКонтакте, чтобы быть в курсе всех важных событий.
Больше нет границ
Компания «Ростелеком» представляет пользователям домашних телефонов новый безлимитный тариф
Михаил Скрипников
Брачные страсти
Иван Назаров
Читайте в этом номере: