На Чернобыльской атомной электростанции 26 апреля 1986 года в 1 час 23 минуты по московскому времени взорвался ядерный реактор. В окружающую среду было выброшено большое количество радиоактивных веществ. Авария считается крупнейшей за всю историю атомной энергетики как по предполагаемому количеству погибших и пострадавших от ее последствий людей, так и по экономическому ущербу. Последствия предстоит устранять еще долгие годы.
Экономический потенциал со временем можно восстановить, а вот людей, тех, что погибли от последствий аварии, перенеся тяжелые болезни, уже не вернешь. Более 115 тысяч человек из 30-километровой зоны были эвакуированы. Для ликвидации последствий аварии через военкоматы были мобилизованы более 600 тысяч человек, из них 2500 рязанцев, и 900 уже ушли из жизни.
Когда в Чернобыле произошла катастрофа, рязанцу Анатолию Панкратову было 28 лет. В феврале 1987 года отец двоих детей получил повестку из военкомата. Там сказали: нужно ехать, помогать стране ликвидировать последствия аварии. Распространять подробности о последствиях чернобыльской катастрофы в стране тогда было не принято, и отправился сержант запаса Железнодорожных войск навстречу неизвестности.
– В течение месяца в Рыбном был сформирован железнодорожный батальон в составе 560 человек, – вспоминает Анатолий Михайлович. – Когда прибыли на место, нам поставили задачу – строить подъездные пути к разрушенному энергоблоку. Жили в поселке Ильинцы, что примерно в 15 километрах от места аварии. Кругом была жуткая картина – опустевшие дома и рыжий лес. До аварии он был зеленым, но радиация так повлияла на растительность, что цвет и листвы, и хвои изменился. А каково было людям! В так называемой «зоне отчуждения» я работал с 19 марта по 25 апреля, а потом несколько месяцев лежал на больничной койке, и в октябре 1987 года мне дали II группу инвалидности.
Анатолий Панкратов награжден орденом Мужества, медалями. Боевые награды – на груди у многих ликвидаторов. Они действительно рисковали своей жизнью, только враг был невидимый – радиация, а от этого еще страшнее. Из всех средств защиты на ликвидаторах были только химзащитные костюмы и респираторы. Снимать их запрещалось, поскольку кругом была радиоактивная пыль. Если дозиметр зашкаливал, зараженную одежду снимали и тут же закапывали.
– Самая страшная боль для «чернобыльцев» – потеря друзей, – с грустью в голосе произносит Анатолий Панкратов. – Но мы стараемся поддерживать друг друга, понимаем, что без помощи не обойтись. В Союзе «Чернобыль», где я сейчас работаю заместителем председателя, у нас много забот. Одна из проблем – индексация суммы возмещения вреда – в рязанской организации решена. По этому поводу мне пришлось в 90-е годы до Международного суда по правам человека дойти и добиться торжества справедливости. В Рязани чтут традиции «чернобыльцев».
В канун 30-летия аварии на Чернобыльской АЭС в администрации Рязани прошла встреча с теми, кто участвовал в ликвидации последствий крупнейшей в мире техногенной катастрофы.
Заместитель председателя Рязанской городской Думы Лариса Максимова, у которой врачебный стаж уже почти 40 лет, вспомнила, как к ней на прием приходили те, кто возвращался из Чернобыля. Многих мучили страшные боли, но никто не жаловался. Люди стойко переносили болезни.
В Рязанской области в зону с льготным социально-экономическим статусом сразу после аварии вошли 19 районов с населением 180 тысяч человек. В первый год никто и не знал, что эти территории загрязнены радиацией. Заместитель главы администрации Рязани Лариса Крохалева рассказала на встрече, как летом 1986 года рязанские школьники отправились на сбор малины в Пронский район и были очень удивлены тем, какие крупные на ветках ягоды. Но уже на третий день весь трудовой лагерь слег с температурой. Педагоги и медики подумали, что это простуда. Не знали тогда люди, какой малиной они лакомились.
Идет время, а боль от трагедии – и телесная, и душевная – не утихает. И чтобы хоть как-то облегчить ее людям, власти стремятся помогать. Вот и на встрече 24 ликвидаторам были вручены награды и подарки от администрации Рязани и Рязанской городской Думы. Конечно, этого недостаточно, чтобы унять боль, но помнить о том, что случилось 30 лет назад, и не допустить этого впредь люди должны.
Сегодня, в день 30-летия аварии на Чернобыльской АЭС, состоится возложение цветов к памятнику «чернобыльцам», что установлен в городском сквере на улице Скоморошинской. В память о тех, кого сегодня нет с нами.