20:03 МСК
Суббота
02 / 07 / 2022
2553

Роман о стычке города и деревни

Роман Сенчин. Елтышевы. – М.: Эксмо, 2010

Книга Романа Сенчина «Елтышевы» вышла в издательстве «Эксмо» в 2009 году тиражом 3000 экземпляров. В 2010 году вышел дополнительный и отредактированный автором тираж – 2000 экземпляров. «Елтышевы» выходили в финал премий «Ясная Поляна», «Русский Букер», «Национальный бестселлер» и «Большая книга». Помимо литературных премий, книга заслужила полемику критиков и внимание читателей. Сюжет «Елтышевых» «народен» – речь идет о городской семье, лишившейся служебной квартиры и перебравшейся на постоянное жительство в сибирскую деревню; о том, как быстро и безнадежно они деградировали морально и физически, ушли с лица земли. В сети сложилась подборка мнений ведущих российских критиков о «Елтышевых» (http://www.chaskor.ru/article/senchin_v_finale_natsbesta_17651). Лев Данилкин назвал «Елтышевых» «ослепительно наглядным примером того, что в действительности означает раздельное существование людей и государства». Майя Кучерская о героях отозвалась как о людях без «даже подобия искры Божией», а о романе – «Ужас, ужас, ужас…». Максим Артемьев Сенчина позиционировал как «писателя социологического». Сергей Беляков заявил: «Елтышевы» — безусловная победа Романа Сенчина». А одна сетевая критикесса пригвоздила книгу определением «Роман-спойлер» (деталь, мешающая автомобилю «взлетать»).

На мой взгляд, «слабые» места романа «Елтышевы» – линейность сюжета, идущего по нисходящей, и бедный, почти лишенный образов язык (так называемое «нулевое письмо») – гармонируют с трагичным содержанием. Эта книга не могла быть написана никак иначе. Или она бы не произвела никакого впечатления на людей. Но что думает о своей «безусловной победе» сам автор?

Роман, как возник замысел «Елтышевых»? Расцениваете ли вы книгу как социально-политическую акцию или как литературное произведение?

– Замысла как такового не было. Были прототипы, жители села, где я жил ранее и где до сих пор живут мои родители. Я наблюдал за ними, видел, как складывается судьба людей и определенной семьи, и постепенно сложился сюжет для книги. То, что «Елтышевы» будут встречены так бурно, честно говоря, я не предполагал. Но, видимо, тема деревни, людей, живущих на земле, особенно сегодня, когда у нас правит городская культура, многих интересует. Поэтому, наверное, в «Елтышевых» увидели диагноз общества… Не уверен, нужно ли автору после публикации своей вещи публично ее анализировать, комментировать мнения критиков, что-то объяснять. Объяснения должны быть внутри вынесенного на читательский суд текста.

Есть понятия «городская повесть», «городской роман». Можно ли называть «Елтышевых» «провинциальным романом»? Принадлежит ли он к «новому реализму», о котором сейчас так много спорят критики?

– Некоторые критики назвали «Елтышевых» новой деревенской прозой. С одной стороны, действие действительно разворачивается в деревне, но герои книги – люди не той культуры, не той деревенской прозы, что была лет тридцать назад. Да и в ней Распутин, Белов, Шукшин, Астафьев зафиксировали уже гибель русской, а точнее – северной, сибирской – деревни. Она погибла, и сегодняшняя проза о, так сказать, сельских жителях, должна быть другой. Недаром герои рассказов Бориса Екимова последних лет, повести «Земля Гай» Ирины Мамаевой, прозы Михаила Тарковского, Ильи Кочергина – люди в основном городские, но вытолкнутые городом на хутора, в поселки, на таежные кордоны. Не исключение и герои «Елтышевых»… Да, роман этот можно назвать провинциальным. Я и хотел показать жизнь провинции, людей провинции, а не именно деревню начала XXI века… С новым реализмом вопрос сложный. Я считаю, что эту книгу можно назвать новым реализмом, но можно и просто реализмом, и даже каким-нибудь гиперреализмом. На мой взгляд, реализм обновляется, и его сложно сравнивать с тем, каким он был еще лет двадцать назад. Но у нового реализма нет канонов (они вообще в литературе и искусстве невозможны), поэтому и причислить «Елтышевых» к нему сложно.

На «Елтышевых» было написано много рецензий, критики активно высказывались по его поводу, в том числе и негативно. С какими из критических замечаний вы согласны?

– Я принимаю любую критику, кроме откровенно хамской. Было много важных замечаний по некоторым деталям, споров. Например, можно ли выгнать людей из ведомственной квартиры так же легко, как выгнали семью Елтышевых. Я поискал подобные истории и нашел их множество. Одни люди судятся и выигрывают суды, отстаивают жилье, другие выселяются, третьи кончают с собой. Елтышевы отдали свою квартиру почти без борьбы, ибо не хотели жить в окружении враждебно настроенных людей. В маленьких городах такое окружение сложно не замечать. Вообще при допечатке я внес в текст «Елтышевых» довольно много исправлений, на которые меня подтолкнули в том числе и отзывы критики… Конечно, критика полезна. Я и сам пишу рецензии и статьи о современной литературе. Без отзвука даже самое талантливое произведение не начинает жить.

Мне представляется, что «Елтышевы» – точно «водораздел» вашего творчества. Куда вы собираетесь двигаться в своем творчестве дальше? И куда двигаться людям, у которых, как у Елтышевых, «дно» уже достигнуто, впереди полная беспросветность?

– Про «водораздел» не знаю. Я не сторонник того, чтобы писатель закрывал определенную тему своей работы, создав некий удачный и вроде бы исчерпывающий текст. По существу, писатель всю жизнь пишет об одном и том же, подступая к определенной теме в разных ракурсах. До «Елтышевых» я написал множество рассказов и повестей о горожанах, которые оказываются в деревне и вынуждены там жить: «Минус», «Нубук», «Перед снегом». Не раз приходилось читать, что Сенчин надоел повторами. Может быть, «Елтышевы» стали итоговой вещью об этом, а может, и нет. Четыре года, прожитых в деревне, дали мне богатый и страшный материал, меня очень изменили. Невозможно прекратить вспоминать о той жизни, тем более, что, приезжая к родителям, я на месяц-полтора в нее погружаюсь… Сейчас пишу большую по объему вещь о Москве, сюжет которой взят из жизни. Это своего рода продолжение темы, которую я пытался раскрыть в рассказе «Погружение», в повести «Вперед и вверх на севших батарейках», в романе «Лед под ногами». Даже персонажи некоторые «перекликаются». Но действие происходит в Москве 2006 – 2009 годов, главный герой из несколько иного слоя, нежели герои предыдущих произведений. А вот что касается реальных людей, с которых списаны Елтышевы и остальные действующие лица романа, то это вопрос непростой. Ответа однозначного у меня нет. Наше общество снова все сильнее разделяется на классы, точнее, на касты. Принадлежа по рождению к определенной касте, трудно проникнуть в другую. Город «со скрипом» принимает деревенских. Училищ почти не осталось, в институт деревенскому поступить практически невозможно. Многие деревенские школы стали девятилетками, а то и вовсе закрылись. Формально детей обязаны возить в соседнюю деревню – на центральную усадьбу, но в реальности возят не везде, да и сами дети и родители не стремятся к учебе. В деревнях же делать нечего, работы почти нет. Фермы закрылись, значит, нет и корма. Существуют и крепкие районы, богатые деревни, и хлеба, как я читал, выращивают вдоволь, даже продают за границу, но большинство деревень на грани вымирания. Вообще очень многое разрушено, и рушили не только в последние десятилетия, а веками. Поэтому как восстанавливать деревенский мир – непонятно. Может быть, и не нужно. Такая точка зрения тоже существует и не кажется дикой.

Каких писателей вы считаете своими «духовными наставниками» в литературе, по чьей стезе идете, на ваш взгляд? Ваши идеалы в прозе? Почему именно они?

– Этот вопрос мне задавали уже столько раз, что так и тянет сказать что-нибудь новое, для самого себя необычное… Впрочем, отвечу так же. Один из тех писателей, к произведениям которого постоянно возвращаюсь, – Чехов. Примерно раз в два-три года перечитываю почти все, что он написал. И с каждым разом его проза кажется мне все более не то чтобы мрачной и безысходной, а – жизненной. Лет в двадцать я был уверен, что жить так, как живут герои его повестей, рассказов, пьес, я лично уж точно не буду. Лучше вообще не жить, чем жить так, как они. По-моему, Чехову принадлежит самое достоверное описание состояния молодого человека, понимающего, что нужно себя убить. Это рассказ «Володя»… Но большинство людей остается существовать, вымученно наслаждается, лживо радуется… Близка мне проза и драматургия Леонида Андреева, правда, не всё. Но в лучших своих вещах – «В тумане», «Тьма», «Губернатор», «Жизнь Человека», «Анфиса» и многих других – Андреев поистине велик… Часто перечитываю произведения Михаила Булгакова, Гаршина, повести и «Воскресение» Толстого. Многие страницы «Тихого Дона», повести Распутина, повести и рассказы Шукшина. Из наших современников – раннюю прозу Сергея Каледина, Светлану Василенко, Илью Кочергина, Захара Прилепина, Антона Тихолоза, Михаила Тарковского, Бориса Екимова, первые вещи Эдуарда Лимонова. Боюсь кого-то забыть, но перечитываю произведения довольно многих писателей. Внимательное чтение, особенно той прозы, которая тебя восхищает, уверен, очень полезна не только писателю, но и простому читателю… Из зарубежных мне близки Ремарк, Генри Миллер, первые два романа Луи Селина, Буковски, Акутагава. Полезной считаю прозу Уэльбека. Но сегодня, на мой взгляд, зарубежная литература не так актуальна, каковой являлась для советских людей – в последние два десятилетия мы совершили огромный скачок на пути в «светлое капиталистическое будущее» и, по-моему, кое в чем обогнали Запад. Например, еще недавно «Элементарные частицы» Уэльбека воспринимались нами как нечто полуфантастическое, а теперь Уэльбек – реалии нашей жизни.

Спасибо за откровенное интервью, Роман!

Елена Сафронова.

Статья опубликована в газете Рязанские ведомости в номере 210 (3761) от 04 ноября 2010 года
Подписывайтесь на нашу группу ВКонтакте, чтобы быть в курсе всех важных событий.
Победы восьмое «издание»
Международный мастер Владимир Васильев – второй рязанский шахматист, который достиг такого почётного счёта
Анатолий Пономаренко
БЫВАЕТ ЖЕ ТАКОЕ Непридуманные истории
В начале спешу поблагодарить всех сегодняшних авторов за интересные наблюдения. Очень отрадно, что среди наших читателей есть люди, которые способны подметить в жизни животных такие ...
Иван Назаров
Читайте в этом номере: