18:46 МСК
Пятница
29 / 09 / 2023
2623

Сердце промысла

Фабрика скопинской керамики остается альма-матер для ведущих гончаров России

«Каждый день бываю на фабрике, несмотря на то что давно пенсионер. Одна запись в трудовой книжке. Жизни без предприятия, без производства себе не представляю. Фабрика, без сомнения, – сердце промысла. Она – кузница кадров. Сюда приезжают, обучаются, работают какое-то время, получают специальное образование. Одни попадают на фабрику по направлению, окончив Абрамцевский художественно-промышленный колледж, другие приходят, ничего не умея, получают у мастеров первый навык», – рассказывает Татьяна Голованова, народный художник РФ, лауреат Государственной премии в области литературы и искусства, проработавшая на фабрике «Скопинская художественная керамика» 35 лет.

С Татьяной Константиновной мы встретились в кабинете генерального директора предприятия Виктора Кузнецова случайно: художник пришла обсудить с ним предстоящую поездку на выставку, мы же беседовали о сегодняшнем положении фабрики и ее планах на будущее.

Созданная более полувека назад для популяризации народного промысла, в настоящее время фабрика – частное предприятие, владельцы которого взяли на себя нелегкую ношу сохранить промысел в рыночных условиях. Как и многие предприятия других отраслей, ЗАО «Скопинская художественная керамика» переживает трудные времена. Впрочем, они начались не вчера, а более 20 лет назад, когда в том числе и народные промыслы были отпущены в свободное плавание.

В технологическом плане мало что изменилось на фабрике с тех пор. Оборудование в цехах массового производства все то же, советское, основной кадровый костяк – тоже (всего на фабрике в 2015 году работали 52 человека, на 6 меньше, чем в 2014, сообщает региональное министерство экономического развития). По состоянию помещений видно, что они давно требуют ремонта, производство работает далеко не на полную мощь. В мастерских художников (авторскую галерею фабрики представляют 17 имен) не каждый рабочий день встретишь «хозяев», а только тогда, когда появляются заказы на авторские работы.

– У фабрики два направления работы: «гоначарка» или художественные изделия, и «ширпортеб», иначе – массовое производство. «Гончарка» – это бренд, то, что обеспечивает успех на выставках, приносит награды, но ничего не дает в коммерческом отношении. «Кормит» массовое производство, которое обеспечивает до 90% дохода. Соответственно, к каждому направлению предъявляются разные требования. Если авторские работы – это творчество, полет фантазии, то товары широкого потребления – это прагматичность, следование запросам покупателей,  – рассказывает Виктор Кузнецов.

Но даже ассортимент массового спроса на фабрике делается вручную, механического труда здесь нет. Цветочные кашпо, глиняные горшочки, тарелочки, емкости под хранение овощей – все эти хиты продаж пусть и не «вытягиваются» на гончарном круге, а изготавливаются посредством форм, они все равно остаются продуктом ручного труда.

– Скопинский промысел – очень уважаемый в профессиональных кругах и сообществах, потому что он исконный, непререкаемый, с местом постоянного бытования, берущий начало от Киевской Руси, – говорит Татьяна Голованова.

Но при всей уникальности производимой продукции, ассортименте в несколько сотен наименований и географии сбыта в несколько десятков городов, предприятие работает на выживание. При средней заработной плате сотрудников в 10,8 тысячи рублей (по данным регионального министерства экономического развития) работники фабрики привыкли, что и эти деньги в осенне-зимний период получают с большой задержкой, так как львиная доля вырученных средств в месяцы традиционного спада спроса на керамику идет на оплату электроэнергии – слишком энергоемкие печи обжига керамики. Чтобы перевести производство на газ, переоборудовать его, по словам Виктора Кузнецова, нужны многомиллионные инвестиции. «Инвестиций нам сейчас никто не даст», – считает директор. С этим трудно поспорить, ведь народный промысел слишком специфический «товар». Можно ли сделать его инвестиционно привлекательным, коммерчески прибыльным?

– Народные промыслы в целом в России были сохранены в результате проводимой на уровне государства во второй половине XX века политике, когда промыслы были поставлены на промышленные рельсы, обеспечены государственным заказом. Во всем постсоветском периоде все, не только рязанские, предприятия народных промыслов находятся в похожем положении, – считает директор Рязанского областного научно-методического центра народного творчества Елена Шаповская.

Конечно, есть программы государственной поддержки народных промыслов. Действуют они и в отношении рязанских промысловых организаций – скопинской керамики, михайловского кружева, кадомского вениза и шиловской лозы. Например, за 2008-2015 годы ЗАО «Скопинская художественная керамика» были компенсированы затраты на электроэнергию, газ и материалы в размере 47,8 миллиона рублей. Но, по словам Виктора Кузнецова, эти деньги не способны оказать существенное влияние на общее положение дел. Кстати, исторически сложилось так, что скопинскую керамику представляют два юридических лица. Второе – ЗАО «Скопинский сувенир», это тоже цеха и творческие мастерские. Сегодня речь идет о продаже «сувенира». Кто станет покупателем и с какой целью приобретет производство – не имеет значения для продавца, нет возможности повлиять на судьбу производства и у государства. Оба предприятия – ЗАО «Скопинская художественная керамики» и ЗАО «Скопинский сувенир» – частная собственность, распоряжаться которой по своему усмотрению может только хозяин.

– Мы поддерживаем эти предприятия субсидиями на основании федерального и регионального законов. Пока они работают в сфере народных промыслов, эта поддержка будет продолжена. Но влиять иначе на их деятельность, диктовать что-то частному собственнику мы не можем, – говорит начальник управления организации предоставления государственных услуг и развития предпринимательства регионального министерства экономического развития и торговли Нина Соломонова.

Чтобы сохранить рязанские промыслы в условиях, когда предприятия отданы в частные руки, правительство региона год назад создало Центр народных художественных промыслов и ремесел. Он расположен в Скопине и, по словам его руководителя, народного художника России, лауреата Государственной премии Татьяны Лощининой, центр занимается пропагандой не только керамики, но всего того ремесленного богатства, которое есть на территории области.

Сможет ли центр заменить производства, ту же фабрику скопинской керамики?

– Фабрика обязательно должна существовать. Вся выставочная деятельность, все крупные фестивали, ярмарки проходят по линии предприятия. Именно предприятие «выкормило» всех мастеров, – уверена Татьяна Голованова.

Сохранение промысла – это передача знаний, опыта из поколения в поколение, от мастера – своим ученикам. В условиях сложившихся систем предприятий это происходило естественным путем, поддерживалось финансово, становилось смыслом жизни для многих и многих промысловиков. Сегодня решение задачи подготовки новой смены мастеров пытается взять на себя скопинский Центр народных промыслов. Остается надеяться, что он с ней справится.

Статья опубликована в газете Рязанские ведомости в номере 75 (5116) от 29 апреля 2016 года
Подписывайтесь на нашу группу ВКонтакте, чтобы быть в курсе всех важных событий.

Ранее по теме:

Новые имена занесены на Доску почета Рязанской области

Рязанской области выделено почти 30 миллионов рублей на отдых детей, попавших в трудную жизненную ситуацию

На полигоне «Дубровичи», под Рязанью, проходят соревнования «Десантный взвод»

Путешествие по пяти континентам
В Рязани выбрали главного радиомена
Елена Серебрякова
Укол – защита
Противостоять самым коварным инфекциям помогают прививки
Людмила Иванова
Читайте в этом номере: