Пасечник по наследству
Дом, в котором прошло детство Александра Кудинова, а также приусадебный участок и пасека в селе Дегтярка Милославского района перешли к нему от отца. После ухода на пенсию Александр Николаевич проживает в Дегтярке с апреля по ноябрь.
У Кудиновых на участке, который находится на краю села, сохранилась небольшая, по меркам пчеловодов, пасека – 80 ульев. До прошлого года пчеловод чувствовал себя комфортно, вел жизнь активного пенсионера, много времени уделяя пчелам и приусадебному участку.
Близкое соседство с полем, на котором сеялись сельхозкультуры (около 500 метров от приусадебного участка), пчеловода не смущало. Обработка полей проводилась в основном поздним вечером, репелентными препаратами, то есть теми, которые отпугивают пчел, не причиняя им вреда. Все было прекрасно до 2 июня прошлого года…
Когда зацвел осот
Не секрет, что борьба с сорными травами для сельхозпроизводителей – большая проблема. Использование для этих целей гербицидов, по словам растениеводов, оправданно. Другое дело, что гербициды бывают разные, как и способы обработки, и время суток для их применения.
К сожалению, руководитель проведения сельхозработ на полях ООО «Дубасово» не учел правил по обработке полей и класс опасности гербицидов.
2 июня, в 17.30, когда пчелы еще собирали нектар и пыльцу с осота, одуванчиков и других растений, над полем закружил самолет. Для повторного облета он делал большой круг, захватывая участок территории не только Дягтярки, но и поселка Красный Октябрь. Сколько было таких кругов? Кто говорит – два-три, а кто утверждает, что пять или больше. От появившегося запаха горелого пластика у сельчан першило в горле, у некоторых слезились глаза.
Догадывались пилот и ответственное лицо, принимавшее решение о проведении авиахимработ, о возможных последствиях? Сказать трудно. По мнению главного агронома ИП «Пеньшин» Александра Пеньшина, все, кто связан с обработкой земель сельхозназначения, должен строго соблюдать существующие правила и регламенты использования пестицидов, а также в обязательном порядке информировать пчеловодов о предстоящей обработке полей. Такую работу, по мнению агронома, безопаснее всего проводить или наземным способом, или до начала цветения трав.
Картина, которая на следующее утро предстала перед глазами Александра Кудинова и его соседей-пчеловодов, производила жуткое впечатление.
«Пчелопад»
– Я летом просыпаюсь рано. 3 июня, время 7 утра, погода безоблачная – пора за дело. Пасека для многих в селе – кормилица. Первое, что бросилось в глаза, – крайний улей весь облеплен пчелами. Думаю, ну вот, чужаки прилетели. Подошел ближе – ужаснулся. По другим ульям было то же самое. Более того, под пчелиными домиками слоем лежал «подмор». Под воздействием каких-то причин извне пчелы покидали свои домики (в одном пчелином семействе может быть от 10 до 50 тысяч пчел). Не в силах справиться с напастью, пчелы погибали. Падеж коснулся чуть ли не половины моей пасеки, – рассказывает Александр Николаевич.
– Что такое? Я – к соседу, Петру Петровичу Грачеву: «Как у тебя на пасеке?» А сосед, оказывается, и не выходил еще – ночью ему было плохо. Пришли к нему, а там такая же картина, как у меня, – вздыхает Кудинов.
Пчеловоды поставили в известность главу администрации сельского поселения Валентину Кошолкину, вызвали полицию. Как оказалось, за сутки владельцы пасек потеряли десятки пчелосемей. Причем не только в Дегтярке. На пасеке Локтева в селе Красный Октябрь погибли около 60 пчелосемей, а сам пасечник едва не погиб от отравления (самолет пролетал над его приусадебным участком). 3 июня на больничной койке оказался и Александр Николаевич Кудинов. Он пролежал в больнице 20 дней (справку из больницы о том, что проходил лечение в стационаре, А.Н. Кудинов прикрепил к документам). За медпомощью обращались и другие жители села.
По словам главы Валентины Кошолкиной, после несанкционированного проведения авиахимработ дегтярцы обращались в администрацию сельского поселения с жалобами не только по поводу гибели пчел. У кого-то в огороде почернела ботва у картошки, а у кого-то погибли недавно высаженные в открытый грунт помидоры…
Проверками установлены нарушения
ЧП в Дегтярке стало поводом для проведения совещаний в районном управлении сельского хозяйства и в министерстве сельского хозяйства Рязанской области. Прошли проверки и по линии федеральной службы Россельхознадзора и районной прокуратуры.
Так, районная прокуратура выявила нарушения, допущенные при обработке земельных участков пестицидами и агрохимикатами, опасными для жизни и здоровья населения.
На сайте Генеральной прокуратуры по факту проверки, проведенной прокуратурой Милославского района, была опубликована информация о том, что жители ряда населенных пунктов района обратились с жалобами о нарушениях природоохранного законодательства при обработке полей химическими препаратами:
«Установлено, что местные сельскохозяйственные предприятия «Милославский ячмень», «Аграрий-Ранова», «Рязанский картофель», «Дубасово» организовали обработку своих полей пестицидами и агрохимикатами с использованием авиации. При этом были нарушены санитарные правила и требования безопасности при выполнении таких мероприятий.
О запланированных работах через средства массовой информации не были оповещены жители близлежащих населенных пунктов, не были установлены информационные щиты с объявлениями о сроках проводимых работ и необходимыми мерами предосторожности.
Кроме того, не были учтены санитарно-защитные зоны и минимально допустимое двухкилометровое расстояние между участками обработки и населенными пунктами, не согласованы условия обработки и картограммы площадей. Проведенная авиационная обработка полей опасными химикатами происходила поблизости от жилых домов и пасек.
В результате был причинен вред окружающей среде, уничтожены десятки многочисленных семей пчел на пасеках. Находящиеся на них сотни литров меда отравлены и стали непригодны к употреблению в связи с опасностью для жизни и здоровья граждан.
Прокуратурой района в адрес руководителей указанных предприятий внесены представления. Виновные лица привлечены к административной ответственности по ст. 8.3 КоАП РФ (нарушение правил обращения с пестицидами и агрохимикатами)».
Готов отстаивать свои права
Александр Кудинов намерен взыскать с предпринимателей нанесенный ущерб. Тем более что в Законе о пчеловодстве на территории Рязанской области, принятом в августе 2014 года, есть статья об обеспечении безопасности пчел.
По мнению специалистов института пчеловодства, даже «навскидку» причиненный ущерб Кудинову составляет 1 миллион 600 тысяч рублей, а Локтеву – 2 миллиона 700 тысяч. С документами, которые собрал пчеловод Кудинов, работает адвокат. Определить степень ответственности виновных в происшествии – дело судебных инстанций.
К документам, собранным Кудиновым, приложены аннотации по маркам пестицидов, которые применяли при опрыскивании (пустую тару, найденную в посадке, Кудинов сфотографировал) – «Десант», «Цунами», «Глифошанс», «Фюзелад Форте», «Эфория». В инструкциях по применению черным по белому написано, что все эти препараты требуют особой осторожности.
По экологическим регламентам, обработку следует проводить после захода солнца, при скорости ветра – до 1–2 м/с. Защитно-пограничная зона лета для пчел, как указано в инструкции, – от 4–5 км. Ограничение, касающееся лета пчел, – от 4–6 суток.
Компетентное мнение:
Ведущий научный сотрудник отдела технологии производства продукции
пчеловодства Федерального государственного бюджетного научного учреждения «НИИ пчеловодства»
Лариса Прокофьева:
– Мы видели результаты обследований меда с пасек пчеловодов Дегтярки. Превышения по вредным веществам очень значительные. В одном случае обнаружены даже следы давно запрещенного препарата – ДДТ. Убрать пчел в безопасное место или ограничить их лет пчеловоды не смогли. Их попросту не поставили заранее в известность, не предупредили. Закон «О пчеловодстве на территории Рязанской области» к этому обязывает. К слову, аналогичный документ принят в 38 регионах страны и есть его практика правоприменения. Сокращение пчелосемей на территории региона негативно отразится на всем аграрном секторе экономики и на нашем качестве жизни. Доказательств тому очень много. Не зря ученые всего мира бьют тревогу по массовой гибели пчел.
Глава крестьянско-фермерского хозяйства «Пчеловод»
Николай Феонин:
– Способы спасения пчелосемей в таких случаях известны. Но в данной ситуации ничего нельзя было предпринять, так как пчеловодов о предстоящей химобработке полей не проинформировали. Что касается помощи со стороны закона, то я думаю, что для того, чтобы он работал, требуется поддержка административного ресурса. Ведь что получается: проблем у пчеловодов возникает много. Вникать во все тонкости закона не хватает времени. Региональная ассоциация необходима. Возглавить ее и вести целенаправленную работу должен юрист, который в случае необходимости будет готов отстаивать интересы пчеловодов в суде. Не секрет, что случаи гибели пчел регистрируются в нашем регионе чуть ли не ежегодно. Порой, собирая документы и справки, пчеловоды в бессилии опускают руки: хождение по кабинетам занимает много времени, а результативность тяжбы – сомнительная.