Шел 1943 год, рязанская оборонная промышленность наращивала выпуск военной продукции. Но фронту требовалось больше и больше техники, чтобы громить врага. И тогда коллектив депо «Рязань-I» обратился с призывом ко всем железнодорожникам области – собрать средства на постройку бронепоезда. Откликнулись не только они и члены их семей, но и другие рязанцы. Из своих крошечных зарплат и сбережений они отдавали деньги на строительство бронированного поезда «Рязанский железнодорожник», который оснастили зенитными орудиями.
Видео Дмитрия Соколова
Уже в самом начале войны бронепоезда показали свою высокую эффективность. Фронту их не хватало, так как потери боевых составов были велики – они часто прикрывали отход частей Красной Армии и принимали удар на себя.
– Партия обратилась к железнодорожникам оказать содействие в строительстве бронепоездов, – говорит заместитель председателя региональной организации «Российское военно-историческое общество» Александр Трушин. – Люди собирали наличные средства и создавали «крепости на колесах». В этом списке бронепоезда «Рязанский железнодорожник» и «Рязанский ученик». Частично их экипажи формировались из добровольцев – служащих депо.
Среди тех, кто отправился воевать на бронепоезде «Рязанский железнодорожник», был Владимир Желандовский. Сегодня его правнучка Аревик Казанчян среди гостей торжественной церемонии. Она долго собирала исторические материалы о боевом поезде и своем прадедушке. Узнала и о том, каков был путь «Рязанского железнодорожника», – с боями он дошел от Москвы до Европы через Украину и принимал участие в освобождении Польши, после чего экипаж был расформирован.
Инициативу по установлению Памятной доски воплотили в жизнь региональная организация «Российского военно-исторического общества», фонд «Служу Отечеству», существенную помощь оказали врач железнодорожной больницы станции Рыбное Артак Акопович Казанчян и фельдшер станции скорой медицинской помощи, краевед Арсен Валентинович Бабурин. Большую благодарность участники церемонии высказали председателю РРО «Российское военно-историческое общество» Сергею Владимировичу Филимонову за личное участие в проекте и поддержку общественных инициатив, связанных с увековечением памяти о героях войны и тружениках тыла.
Славная история отечественных бронепоездов не закончилась после Победы. В конце 80-х годов прошлого века на боевое дежурство заступили боевые железнодорожные ракетные комплексы под кодовым названием «Молодец» – детище рязанских конструкторов ракетной техники Владимира Федоровича и Алексея Федоровича Уткиных.
Эти составы-молодцы не отличались по внешнему виду от поездов с вагонами-холодильниками и способны были произвести пуск межконтинентальной баллистической ракеты на любом участке пути. Два года назад Верховный главнокомандующий принял решение о возрождении БЖРК. Они так же бдительно будут охранять наши рубежи от возможных агрессоров, как в свое время яростно боролись с фашистами бронепоезда Красной Армии. В бронзе отлиты слова благодарности потомков на Памятной доске, навечно прикрепленной к фасаду здания вокзала: «В годы Великой Отечественной войны по инициативе коллектива депо «Рязань-I» на средства, собранные рязанцами, было построено и отправлено на фронт несколько бронепоездов. Низкий поклон железнодорожникам и боевым экипажам бронепоездов, героически сражавшимся за свободу и независимость нашей родины».
Автором мемориальной доски выступил рязанский скульптор Василий Горбунов.