Педагогический стаж Тамары Леонидовны Онуфрийчук – 56 лет, 53 из них она работает в Мало-Шелемишевской школе Скопинского района. Заслуженный учитель России преподает математику, черчение, изобразительное искусство и даже мировую художественную культуру нередко уже внукам своих первых учеников. Все эти годы майские уроки, посвященные Дню Великой Победы, не обходятся без ее участия. Тамаре Леонидовне есть что рассказать – Великую Отечественную войну ее семья встретила под Ленинградом, у Финского залива.
Она родилась в педагогической семье, родители были школьными учителями. Отец с первых дней войны ушел на фронт, и связь с ним прервалась почти на пять лет. Тамара с мамой и младшим братом оказались в фашистской оккупации. Вскоре братишка умер от истощения, семья голодала.
– Умирая, он все повторял: «Вот придет папа, принесет корочку хлеба, Павлик скушает и поправится». Эта корочка хлеба для меня до сих пор многое значит. Ребята в школе это знают, и никогда при мне не позволяют небрежного отношения к хлебу, – вспоминает Тамара Леонидовна.
Ее детские воспоминания обрывочны, как вырванные из кинохроники кадры:
– Я помню, как уходили из города подводы – немец наступал, и все, у кого была возможность, старались скорее уехать. Помню, как сразу стала нянькой для брата, как все оставшиеся в оккупации дети были предоставлены себе: взрослые, как могли, добывали пропитание. Маму, кроме учительства, спасало шитье. Швейная машинка на долгие годы стала нашей кормилицей.
О чем еще рассказывает Тамара Леонидовна своим ученикам в канун Великой Победы? О том, что в любом обществе может найтись предатель. Люди из близкого окружения сообщили фашистам о том, что мама и папа Тамары Леонидовны – коммунисты, в результате вместе с мамой она оказалась в концентрационном лагере в Либаве, расположенном на территории Латвии.
– Большой эшелон, в вагонах так много людей, что мы могли только стоять. Был февраль, очень холодно, люди жались друг к другу, нас куда-то везли. Я прижималась к маминым ногам. Память хранит выборочные картинки. Например, я почему-то хорошо помню, как нас высадили из эшелона, и мы проходили через санитарную зону. Всех раздели догола и обрабатывали жидкостью с невероятно сильным неприятным запахом. Женщины стеснительно прикрывались, а у фашистов была зеленая, жгучая форма. Они отделяли детей от взрослых. И опять отчетливо помню какую-то солому и холод, мы, дети, жмемся друг к другу, и все время фашистский сапог, который отшвыривал детей, – рассказывает Тамара Леонидовна.
То, как спаслись, впоследствии объяснила мама. Дело шло к окончанию войны, немца гнали. Женщинам в концлагере удалось связаться с латвийским подпольем. От партизан узнали, что лагерь и все его узники должны быть уничтожены. Женщины, в числе которых была и мама Тамары Леонидовны, бежали, уговорив охранника вывести детей.
– Мама рассказывала, что они пробрались ночью к территории, где содержались дети. Она была отгорожена колючей проволокой. Охранник смог вывести лишь небольшую группу ребятишек, в этой группе оказалась и я. Он перебрасывал детей через колючую проволоку, а матери ловили нас. Я осталась в живых случайно, значит, Богу было так угодно, и я должна была отработать подаренную мне еще раз жизнь, – вспоминает Тамара Леонидовна.
Им удалось спастись, спрятаться в одном из латвийских хуторов. Остальные были сожжены в сложенном наспех огромном костре.
– Я очень быстро выучила латвийский язык и стала нянькой у детей той семьи, которая нас приютила. Мы пробыли в концлагере около двух с половиной лет. В 1945 году, летом, с мамой отправились в Вологду, где жил дедушка, папин отец. Победы мы не видели, не знали. У нас был долгий и трудный путь домой. В Вологду с фронта вернулся папа, вскоре мы уехали в Ленинградскую область. Папы не стало через два года после Победы – весь израненный, пройдя войну, он не смог справиться с воспалением легких, – рассказывает Тамара Леонидовна.
Она окончила Ленинградский педагогический институт имени Герцена, факультет математики и черчения, там же познакомилась с мужем, уроженцем скопинской земли, по окончании вуза супруги решили поехать работать на малую родину мужа. Здесь у них родилось трое детей, сегодня есть внуки и правнуки. Сравнивая поколения учеников за прошедшие полвека, Тамара Леонидовна отмечает, что по многим навыкам современные школьники превосходят своих родителей:
– Жаль только, что нередко плохо знают родную литературу, мало читают Лескова, Толстого, Чехова, Пушкина, не все знакомы даже с Есениным. И очень жаль, что увлеченные компьютерами и телефонами, дети зачастую не видят, как красив окружающий нас мир, и не всегда понимают, как хорошо жить на свете…