В подвальном помещении свет тусклый и пахнет сыростью. А у меня фотоаппарат наготове – в кадр попадает все, что только может попадать. Прямо – коридор, переходящий в темную комнату с распахнутыми дверями: левее – старая железная дверь.
– Там бомбоубежище раньше было, – поясняет, указывая на дверь, завхоз Дворца творчества Евгений Иванович Таропцев. – Кислород туда подавался.
Еще раз окидываю взглядом дверь и двигаюсь дальше по коридору, а затем – по еще одному, и еще. Столько их здесь! И в каждом находишь что-нибудь интересное, хотя, в основном, все вещи, которые здесь есть, – театральный реквизит или садовый инвентарь. Например, в одной из комнат оказались грабли, доски и двери, а в следующей – обнаружилась красивая большая люстра. Запасная, как мне объяснили. А при виде множества коробок с елочными деталями и вовсе новогоднее настроение появилось. Так вот где ты живешь, зеленая красавица! В какой-то момент я елку даже пожалела. Лежит здесь, в недрах дворца, целый год, а показывается на поверхности только на пару недель.
Обойдя все комнаты и коридоры загадочного «подземелья», поднимаюсь по лестнице, ведущей в фойе первого этажа, и задаю новое направление – актовый зал. Я не сомневаюсь, что смогу найти там много чего интересного.
Евгений Иванович открывает массивную дверь и ведет меня на чердак над сценой. Аккуратно поднявшись по лестнице, вижу множество тросов, намотанных на катушки. По словам моего экскурсовода, здесь управляют такой незаменимой вещью на сцене, как кулисы. Смотрю вниз и ужасаюсь: на какой высоте я нахожусь! Крепче сжимаю фотоаппарат и медленно спускаюсь вниз. Рядом находится еще одна небольшая дверка, ведущая на другой чердак. Евгений Иванович открывает и ее, пропуская меня внутрь. Пригибаюсь, боясь распрямиться, а то задену низкие своды помещения. Чердак длинный, темный и узкий. Он, по словам Евгения Ивановича, тоже немаловажен. Отсюда можно поднимать и опускать центральную люстру актового зала. Стало слышно, как свистит ветер. Свет от фонаря рассеивает мрак лишь частично, отчего мурашки бегут по спине. До этого момента я и не подозревала, что у меня клаустрофобия! Становится не по себе, но любопытство пересиливает, и я продвигаюсь дальше. Создается такое впечатление, будто я сказочным образом попала в компьютерную игру-бродилку, и вот-вот из-за угла выпрыгнет маленький зеленый монстрик и предложит обменять мой фонарь на магический кристалл.
Но нет, фонарик дороже.
А самое интересное, то, ради чего я и пришла, оказалось впереди. Поднявшись на третий этаж и преодолев несколько крутых лестниц, оказываюсь в небольшом кирпичном «кармане», из которого ведет еще одна, не менее опасная лестница – на шпиль. Наконец-то добралась! Стряхиваю с рук паутину и несколько раз провожу вспотевшими ладонями по джинсам.
Евгению Ивановичу не с первого раза удается открыть верхний люк.
– Что, не было здесь до меня сумасшедших? – спрашиваю я и смеюсь, получив в ответ широкую улыбку.
Но вот люк поддается, я взбираюсь по лестнице, не зная, что делать: то ли себя держать, то ли фотоаппарат, чтобы не мешал. С опаской высовываю голову из люка, и тут же сильный ветер бьет мне в лицо. С трудом встаю на ноги и оглядываюсь. Оказывается, над сценой было еще не так страшно! С ужасом смотрю вниз, на снующих муравьишек-людей, а ветер нещадно треплет волосы. Безуспешно пытаюсь подавить нахлынувшие эмоции и включаю свой агрегат, стремясь запечатлеть открывшийся пейзаж. Вид со шпиля, надо сказать, отличный. Отсюда и театр кукол как на ладони, и Николо-Ямская церковь, что на улице Циолковского. Краем глаза замечаю, что Евгений Иванович с удовольствием любуется окрестностями. Видимо, до меня ему действительно не приходилось кого-либо сюда провожать.
Шпиль Дворца детского творчества – чарующее, ключевое место всего здания. Находясь здесь, ощущаешь трепет в сердце, ведь редко когда появляется возможность посмотреть на Рязань с высоты птичьего полета. Да и не было бы этого, не преодолей мы так много препятствий по пути сюда.
Дворец повидал многое: как в сороковых годах девочки из кружка художественной вышивки делали кисеты, носовые платки и рукавички для фронтовиков; как его порог 13 мая 1966 года переступила Валентина Терешкова – первая женщина-космонавт; как распался Советский Союз…
К слову, дворец построен по проекту рязанского архитектора Игоря Петровича Антипова. Родился он в 1907 году, окончил МВТУ в 1930 году. По его проекту построена и Рязанская областная филармония. Игорь Антипов выступил одним из создателей рязанского выставочного комплекса «Торговый городок». Здание Дворца творчества представляет собой целый архитектурный ансамбль, существующий в таком цельном виде только в Рязани. Этот проект реализовали также в Уфе, Орле, других городах России, но в тех дворцах все время чего-то не хватало. У одного нет парадного крыльца, у другого – столь великолепного шпиля, как у нас, у третьего – красивых опорных колонн.
В 1993 году к дворцу пристроен новый корпус с бассейном. В 1995 г. расширилась прилегающая к нему территория. Дворец сегодня – самое крупное в области учреждение дополнительного образования детей, и спустя столько лет его шпиль по-прежнему гордо устремлен в небо.
Екатерина Квардакова,
клуб начинающих журналистов «Первая строка»