10:54 МСК
Вторник
21 / 05 / 2024
1711

Преодолевая себя и километры дороги

Как людям с ограниченными возможностями здоровья не стать домашними затворниками
Автор фото: Елена Серебрякова | Преодолевая себя и километры дороги
Фото автора.

Мой знакомый, инвалид-колясочник (нет ног) 21-летний Александр Спицин на днях заказал такси в одной из популярных в Рязани фирм. При оформлении заказа сообщил, что у него коляска.

Машина приехала. Водитель очень нехотя погрузил его «багаж», возмущаясь, что не обязан это делать. Пока ехали до места назначения, таксист говорил, что не будет выгружать коляску, мол, вызывай кого-то из друзей, пусть они помогают тебе, намекая на доплату за дополнительные услуги. Александр принципиально заплатил только за проезд, ибо водитель мог и отказаться вести его изначально, если не хотел помогать. Во всех остальных случаях, по словам Александра, таксисты спокойно это делали. В итоге водитель, зло ворча, достал коляску и практически бросил ее на тротуар, говоря, что он не обязан таскать ЭТО, добавив, что «мы людей должны возить, а не вас». Друг, конечно, за всю свою жизнь привык к неоднозначной реакции на его внешность и к бытовым неудобствам, но откровенное хамство его очень задело. Он позвонил в главный офис такси и оставил жалобу руководству фирмы. Там извинились, обещали разобраться с данной ситуацией. Кроме того, в процессе разговора выяснилось, что ранее на этого же водителя уже поступала жалоба от другого пассажира с ограниченными возможностями здоровья.

Своим ходом

Передвижение на такси для Александра Спицина – мера вынужденная, так как это самый простой и быстрый способ добраться до нужного места. Парень – сирота, родом из Челябинской области. В Рязанскую область переехал для учебы в специализированном колледже в г. Михайлове. Окончив его, поступил в рязанский институт. Жил сначала в п. Строитель, где снимал комнату, сейчас проживает в общежитии вуза. Парень он очень самостоятельный, поэтому с домашними бытовыми делами справляется в основном сам. Но вот при выходе на улицу у него часто возникает множество проблем…

Первое время Саше приходилось ездить из Строителя до центра города на маршрутке, потому что платить 500 рублей (туда-обратно) за такси все-таки дороговато. Благо, там конечная остановка, и транспорт стоял на ней всегда. Неравнодушные водители и пассажиры помогали парню сесть в салон и внести инвалидную коляску. Конечно, бывали и неприятные инциденты, когда находились люди, возмущенные наличием «кареты» в салоне. Но, по словам молодого человека, это редкие случаи.

Гораздо обиднее было, когда таксисты, увидев ребят на колясках, просто разворачивались и уезжали.

– Бывало, что мне приходилось ехать на коляске по обочине проезжей части, потому что перебраться на тротуар через бордюр я самостоятельно не могу, да и спуститься с него потом тоже проблематично. Водители видели меня и аккуратно объезжали, – вспоминает Александр. – Я живу в Рязани два года и вижу, что, конечно, ситуация с доступной средой для инвалидов сдвинулась с места в лучшую сторону. Но пока это только начало.

В поисках альтернативы

На общественный транспорт Саша и его друзья тоже не рассчитывают. Хотя у нас в городе и появились специально оборудованные, низкопольные автобусы для инвалидов с откидной площадкой. По правилам, водитель при появлении пассажиров на колясках должен выйти, откинуть пандус и помочь инвалиду въехать в просторный салон, если у того нет сопровождающих. Инициатива, конечно, замечательная. Но на деле все не так радужно, как хотелось бы.

– Автобусов, приспособленных для перевозки пассажиров-колясочников, у нас в городе мало: по моим наблюдениям, в лучшем случае один на маршруте. А если ехать куда-то с пересадкой, то весь день в один конец проездишь, – рассказывает еще один колясочник, спортсмен Роман Башлыков. – Доступность остановочных комплексов для инвалидов оставляет желать лучшего. Пандусы и съезды оборудованы – через один, да и на том может быть припаркован автомобиль. Так что вместо общественного транспорта приходится искать альтернативные варианты.

Один из таких – служба социального такси. Но и оно для многих не является подспорьем. Заказывать автомобиль нужно минимум за два дня до поездки. Причем работает по городу всего одна оборудованная для инвалидов-колясочников машина. Тариф – 16 р. 70 коп. за километр. Конечно, некоторые охотно пользуются этой услугой, но как быть тем, кому ежедневно нужно посещать несколько мест в разных частях города?

Цена мобильности и свободы

Александр Спицин, помимо заочной учебы, активно занимается спортом и работает спортивным инструктором. То есть ему, как минимум, дважды в день нужно добираться из общежития до Центрального спортивного комплекса и обратно. Летом преодолеть этот маршрут проще: он самостоятельно передвигается на коляске через Центральный парк культуры и отдыха по отремонтированным дорожкам. Но зимой этот вариант невозможен без посторонней помощи. Поэтому и приходится молодому спортсмену пользоваться услугами такси. По подсчетам Александра, на зимние передвижения «дом-работа» у него уходит примерно пять тысяч рублей при пенсии по инвалидности в 14,5 тысячи рублей. Хорошо, что он еще получает зарплату и спортивную премию, которые являются хорошим подспорьем для целеустремленного парня. Помимо работы и тренировок, он не прочь сходить по магазинам, в кино и даже в ночной клуб.

Но это он такой: молодой, активный, сильный физически и морально. Исключение из правил. А очень многие люди с ограниченными возможностями, к сожалению, вынуждены сидеть в четырех стенах или не выходить за пределы своего двора, живя на одну пенсию.

– Я планирую в будущем купить автомобиль, чтобы стать мобильно независимым, – мечтает Александр. – Единственная проблема, я не знаю, где мне можно обучиться на права…

Этим вопросом озадачены многие друзья Саши, которые тщетно пытались найти в Рязани автошколу, обучающую инвалидов-колясочников. В России таких автошкол очень мало, не говоря уж о Рязани. Ведь для того чтобы обучать инвалида управлению автомобилем, нужно иметь специально оборудованную автомобильную технику, специально обученных автоинструкторов и лицензию на право подготовки водителей данной категории.

Такие услуги у нас в регионе оказывает только автошкола ДОСААФ в г. Михайлове. По словам ее руководителя Сергея Иванова, с начала года права на вождение автомобиля получили восемь инвалидов-колясочников. Сейчас обучение проходят еще три человека. Теоретические занятия проходят два раза в неделю, а практика – ежедневно, поэтому, будучи иногородним жителем, особо не наездишься. Приходится людям с ограниченными возможностями здоровья, но с безграничной верой в лучшее ежедневно приспосабливаться к имеющейся действительности.

Кстати, оскорбившего Александра Спицина таксиста, по сообщению менеджера фирмы-перевозчика, все-таки отстранили от работы. Но вряд ли через наказания людей можно научить вежливости, доброте и милосердию. Эти качества души должны искренне рождаться в сердце человека…

Статья опубликована в газете Рязанские ведомости в номере 89 (5130) от 24 мая 2016 года
Подписывайтесь на нашу группу ВКонтакте, чтобы быть в курсе всех важных событий.

Ранее по теме:

Сиреневый бал

Ночь за кадром

Аркадий Фомин: «С каждым годом интерес к процедуре предварительного голосования в Рязанской области растет»

Как не попасть в Сеть?
Вопросы интернет-безопасности детей и молодежи обсудили в Рязани
Анна Добролежа
Вместе против наркотиков
В Рязани подвели итоги антинаркотического месячника и рассказали журналистам о том, как писать об этой проблеме грамотно
Марина Шерфединова
Читайте в этом номере: