В XXI веке мы дожили, наконец, до времени, когда автономных роботов массово собирают школьники. Около тысячи ребят в Рязани посещают кружки, где их обучают искусству создавать роботов. Многие из юных инженеров начинают приобщаться к этому делу со второго класса. Регулярно проводятся всевозможные соревнования юных конструкторов и их электронных «подопечных».
Самым главным испытанием для молодых творцов роботов становится Всемирная роботехническая олимпиада. В рамках подготовки к ней проводятся всероссийские и региональные этапы. Очередная такая «битва роботов» прошла на базе Рязанского радиотехнического университета. Определялись победители не только в возрастных категориях «робошкольник» и «профи», но и в специальных номинациях, таких, как прохождение лабиринта, манипулирование предметами, прохождение роботом заданной траектории и других. В отдельных классах роботов можно было собирать из чего угодно, из любых комплектующих, в других же классах требовалось использовать только специальный набор. Но везде главным было базовое условие – робот обязан действовать на испытательном поле исключительно самостоятельно, без какого-либо управления извне. Запрещается «общение» машин со своими создателями через беспроводные сети и радиоканал.
Ребята отлично справились с этим заданием, написав множество сложных программ для управления, а также проявили находчивость при подборе комплектующих. Оказалось, что на любом радиорынке и на «развале» старых деталей и кусков пластмассы можно найти все самое необходимое, чтобы после пары месяцев работы на свет появился полноценный автономный робот, способный решать несколько десятков задач.
Среди предложенных испытаний были и сверхсложные. Так, на одном из этапов роботы должны были на время толкать жестяную банку по столу, причем по очень сложному извилистому маршруту, а венцом соревнований стал турнир по скорости и качеству сортировки мусора роботами без подсказки человека.
Перед стартом вокруг каждой машины трудились несколько юных инженеров-роботехников, их постоянными спутниками были не только большой набор инструментов, но и ноутбук с программным обеспечением и системой электронной диагностики робота. И все это было сделано руками и мозгами учеников даже не старших, а средних классов.
– Ребята очень активно интересуются современными технологиями, – рассказывает Виктор Едакин, педагог дополнительного образования Рязанского центра творчества. – У нас в городе действует несколько групп на базе различных образовательных центров. Уровень подготовки школьников очень высок, а самое главное – в ребятах живет активный дух соревнования, и они критично подходят к своим разработкам, постоянно пытаются их улучшить.
Общее количество участников соревнований – около 180 человек. Это наиболее «продвинутая» часть юных роботехников региона.
– Я занимаюсь конструированием роботов уже три года, – рассказывает Алексей Ефремкин, ученик 8 класса школы №3 г. Рязани. – Мы работали над техническими решениями группой. У меня была задача написать программы управления. Алгоритмы должны быть автономными, включение и выключение их предполагаются самостоятельными по вводным данным, которые отслеживает сам робот. Это была очень интересная задача для меня, и полагаю, что наше программное обеспечение получилось надежным.
Лучшие робоконструкторы Рязани поедут на всероссийский этап олимпиады, который пройдет в Казани 24–26 июня. А в Индии состоится мировой турнир школьных роботов. Там же иногда подписываются контракты между крупными фирмами и наиболее отличившимися юными гениями, у которых появляется блестящее инженерное будущее.