06:31 МСК
Суббота
16 / 08 / 2025
2082

Прошлое как предчувствие

России предлагают направить в Афганистан военную технику и специалистов

В Лиссабоне 20 ноября откроется саммит Россия – НАТО, который обещает стать историческим событием. На нем будет обсуждаться формат стратегического сотрудничества нашей страны с Североатлантическим альянсом. Один из вопросов касается возможного взаимодействия по Афганистану.

Спустя 21 год после вывода ограниченного контингента советских войск с территории Афганистана там могут вновь появиться российские вертолеты, а также инструкторы по борьбе с распространением наркотиков. Об этом Россию настойчиво просит высшее руководство НАТО, ссылаясь на необходимость усиления совместной работы в вопросах коллективной безопасности.

Вопрос о втягивании сегодня России в союзнические отношения со странами Запада по Афганистану – это продолжение сложных политических интриг вокруг крупных внешнеполитических провалов Соединенных Штатов в Ираке, Афганистане и во взаимоотношениях с Российской Федерацией в период правления Джорджа Буша.

Сиюминутные выгоды, которые получила администрация бывшего президента США, быстро растаяли на фоне бесконечных человеческих и стратегических потерь. Попытки нового американского лидера Барака Обамы решить хоть с каким-то успехом доставшиеся в наследство проблемы вынуждают его кардинально менять общую риторику и стремиться к партнерству со всеми силами, которые могут идти на переговоры.

Россия становится важным участником данного процесса, поскольку без ее авторитета и возможностей проводить эффективную политику в том же Афганистане просто не реально. Примером служит блокирование потока военных грузов, которые предназначались для коалиционных войск в Афганистане и шли транзитом через Киргизию и Узбекистан. С учетом того, что вывод контингента Северного альянса намечен на 2014 год, администрация Обамы логично предполагает, что этот процесс должен пройти гладко и не должен стать худшей копией ужасного сценария затянувшегося вывода войск из Ирака (перенесен с 2008 на 2011 год из-за неспособности марионеточного правительства противостоять боевикам).

При этом США и НАТО хотят избежать ситуации, когда и в Афганистане они окажутся один на один с хорошо вооруженным, мотивированным и прекрасно натренированным противником. Помощи ждать от большинства участников альянса не приходится. Во-первых, часть союзников отказалась участвовать в обеих операциях, когда столкнулась с первыми жертвами среди своих солдат. А во-вторых, помощь должна быть действенной и максимально полезной с военной точки зрения: нужны спецназ, техника и вооружение, а не санитары, спасатели и специалисты по информационной работе.

Поэтому не стоит удивляться, что за последний год тональность речей в Белом доме в отношении России кардинально поменялась. Вашингтон вновь говорит о «новых отношениях», о необходимости «более тесного сотрудничества». Введен даже термин-идентификатор эксклюзивности отношений России и США – «перезагрузка». Правда, принадлежит он не американцам, а нам – точнее, Президенту РФ Дмитрию Медведеву.

Понятно, что между странами пошел новый виток политической игры. И что нынешнее время – отличный шанс упрочить свои позиции. Многие эксперты признают, что у России прекрасные шансы: в частности, добиться от Запада замораживания строительства ПРО в Польше и Чехии, отказа от заигрываний с Закавказьем, снижения антироссийской риторики, но самое, пожалуй, главное – выстроить новые форматы работы НАТО либо с непосредственным участием России, либо с четким соблюдением ее интересов.

Именно эти вопросы активно обсуждаются в рабочем порядке между российским МИДом и аналогичными структурами европейских партнеров и США на протяжении последнего года. Показательным стал визит в Москву на прошлой неделе генсека НАТО Андерса Фог Рассмусена, в ходе которого он встретился с Президентом РФ Дмитрием Медведевым. Помимо общих теплых слов и заверений в необходимости дружить, за официальной частью последовали напряженные переговоры, которые касались возможного более активного участия России в операции коалиционных войск в Афганистане. Собственно, тема этих переговоров была «рассекречена» накануне визита Рассмусена в Москву зарубежной прессой, которая со всей серьезностью отнеслась к портфелю предложений генсека НАТО.

Среди них одно из ключевых – поставки вертолетной техники и работа российских инструкторов с афганской полицией по линии борьбы с наркотиками.

Надо признать, что итоговые формулировки встречи очень обтекаемые. Хотя представитель России при НАТО Дмитрий Рогозин дал пламенную отповедь домыслам, относительно того, что российские военные примут участие в афганской войне. С его слов, такое решение – табу. Как сообщил Дмитрий Олегович «Интерфаксу», в Афганистане не будет «ни наших военнослужащих, ни каких-либо прикомандированных к афганской армии иных специалистов», поскольку Россия твердо занимает позицию ни в коем случае не влезть в эту войну. «Оказывать содействие силам, которые находятся там по мандату Совета Безопасности ООН, - да. Самим лезть в афганскую войну – нет», - неоднократно подчеркнул российский постпред.

Однако есть основания полагать, что если НАТО захочет видеть российские вертолеты на своих авиабазах в Афганистане, то, скорее всего, вместе с техникой туда поедут летчики, а также технический персонал аэродромного обслуживания и ремонтники. Потому что военные контракты крайне редко включают в себя только покупку-продажу оружия. Важнейшие его пункты касаются обслуживания, ремонта и поддержания вооружения в рабочем состоянии.

Да и сложно предположить, что афганской стороне будет передана только авиатехника. Кто тогда будет проводить обучение пилотов, знакомить их с российскими машинами? Только живой человек, инструктор. А с учетом того, что в полевых условиях да еще в сжатые сроки подготовить пилотов нельзя, то вопрос о возможном участии в той или иной форме российских летунов становится очень и очень вероятным.

Если посмотреть на историю предыдущих военных кампаний и военно-технического сотрудничества, то можно в своих догадках пойти еще дальше – вместе с техникой и специалистами в Афган будут переброшены специалисты по линии военной разведки и контрразведки. Тем более, что речь о приезде в Кабул наших инструкторов по борьбе с распространением наркотиков оговаривается открыто. А на позапрошлой неделе состоялась даже совместная спецоперация американского спецназа и наших наркополицейских на территории Афганистана, в результате которой была уничтожена лаборатория и склад местных наркоторговцев. Так что особенных препятствий для отправки в Афган кадровых разведчиков, действующих под видом, к примеру, наркополицейских, нет.

К СКАЗАННОМУ

О
дним из пунктов обсуждения между Россией и НАТО является поставка вертолетной техники. По имеющимся данным, речь идет о партии Ми-17. Изначально переговоры касались передачи афганской армии 21 машины, из которых 3 штуки альянсстремился получить бесплатно. Российские переговорщики заняли жесткую позицию, в результате чего оплату гарантировал из своего бюджета Пентагон (военное ведомство США).

М
и-17 является средним многоцелевым вертолетом, модернизацией хорошо себя зарекомендовавшего Ми-8 (универсальность и высокие летно-технические характеристики сделали его самым распространенным вертолетом в мире). На сегодняшний день выпущено более 11 тысяч вертолетов семейства Ми-8/Ми-17, которые были поставлены в 80 стран.

В
настоящее время на Казанском вертолетном заводе идет серийное производство трех основных модификаций: Ми-172 – пассажирская модификация, предназначена для перевозки пассажиров. Выпускаются также специальные VIP модификации;

Ми
-8МТВ-5 (Ми-17-В5) – транспортная модификация, предназначена для транспортировки груза внутри кабины и на внешней подвеске. Может использоваться для перевозки спасателей;

Ми
-8МТВ-1 (Ми-17-1В) – многоцелевая модификация, на базе которой выпускаются вертолеты различного целевого назначения, в том числе летающий госпиталь.

В итоге получается, что пусть и не большая, но все-таки группа российских военно-технических специалистов чисто теоретически может оказаться в Афгане, т.е. по факту проходить военную службу за пределами своей страны. То есть и речи нет о том, что Россия снова собирается въезжать на танках в Афганистан.

Формат сотрудничества нашей страны с коалицией стран НАТО по Афганистану, безусловно, будет обсуждаться очень тщательно, и в том числе 20 ноября на саммите Россия - НАТО. Вполне вероятно, что итог окончательных договоренностей принесет России не только выгодные коммерческие контракты за поставленную технику и за транзит военных грузов альянса через наше воздушное пространство, но также приведет к выстраиванию совместной системы ПРО в Европе с последующей интеграцией страны в политические и военные структуры Запада. По крайней мере, генсек НАТО Андерс Фог Рассмусен прозрачно намекнул, что именно этот вопрос – один из тех, что они вместе с Президентом России Дмитрием Медведевым планируют обсудить после совместных консультаций.

Хотя есть основания полагать, что многие принципиальные договоренности уже достигнуты и стороны будут говорить уже о деталях дальнейшего сотрудничества, о его формах и перспективах. Насколько обширен будет список такого взаимодействия, а значит и интеграции России в европейскую политику, покажет итог саммита Россия – НАТО.

Ждать осталось не долго.

Статья опубликована в газете Рязанские ведомости в номере 216 (3768) от 16 ноября 2010 года
Подписывайтесь на нашу группу ВКонтакте, чтобы быть в курсе всех важных событий.
Оценка для чиновников
Теперь они должны оптимизировать не только сеть образовательных и медицинских учреждений, но и собственные ресурсы
Людмила Иванова
Без пробок: ищем «штопор»
Cел и поехал. Мечта или реальность
Людмила Трухина
Читайте в этом номере: