06:27 МСК
1383

За впечатлениями на Луну

Лучший курорт для Владимира Буслова – это космос
Фото Владимира Буслова

Кто-то едет за новыми эмоциями на море, кто-то в горы, а Владимир Васильевич Буслов – в космос. Ракеты и летательного аппарата у него нет, зато есть собственная обсерватория. Когда ночное небо ясное, без облаков, Владимир Васильевич поднимается на трехметровую высоту своего научного сооружения, открывает крышу, настраивает телескоп и любуется Марсом или Венерой.

Фотокарта спутников

– Вот здесь, слева на Луне – пирамиды, а там – огромный кратер, – Владимир Васильевич показывает фотографию Луны, которую он сделал с помощью небольшой видеокамеры, прикрепленной к телескопу. Он знает спутник Земли как свои пять пальцев, и если окажется на нем, сможет провести экскурсию любому космонавту.

Но основное хобби астронома-любителя – наблюдение не за спутниками, а за планетами. Ведь они отличаются от других небесных тел изменчивостью, которую очень интересно анализировать.

Правда, через объектив мы видим не саму планету, а ее атмосферу. И однажды, глядя в телескоп, Владимир Васильевич заметил, что одна из экваториальных полос Юпитера поделилась на две части. Для астронома это стало любопытным предметом наблюдения.

– На мой взгляд, разделение произошло от вихря под названием Большое Красное Пятно, который бушевал рядом. От этого гиганта, вдвое превышающего размеры нашей планеты, тянутся светлые струи, которые, скорее всего, и привели к делению, – говорит Буслов.

Шапки Марса

Самый заметный объект, который виден на Марсе, – это полярные шапки. За ними уже давно наблюдает Буслов с помощью своего телескопа. С течением времени шапки тают и изменяются в размере. Это позволяет астроному делать выводы о положении полярной оси Марса.

А в прошлом году Владимиру Васильевичу удалось оценить период вращения дальних планет-гигантов – Урана и Нептуна. Для этого астроном разработал специальную методику. С Земли планеты видны под маленьким углом и их сложно рассмотреть, поэтому Буслов анализировал изменение блеска планет с помощью специальных программ, которые он сам разработал. Это не составило Владимиру Васильевичу особого труда, ведь по образованию он инженер.

– Я даже делаю программы на заказ. Астрономия – увлечение дорогое, поэтому приходится подрабатывать, чтобы покупать «игрушки». Жена же не разрешает на это зарплату тратить, – смеется Владимир Васильевич.

Сын и дочь Буслова астрономией не увлекаются, но полюбоваться в телескоп на планеты они всегда готовы. Особенно им нравится Сатурн, окольцованная планета, которая у всех вызывает восторг при просмотре.

Апертурная лихорадка

Когда Буслову было 5 лет, его старший брат принес домой учебник по астрономии. Маленького Вову заинтересовала книга с загадочными фотографиями звездного неба и планет. Но вдоволь любоваться неизведанным миром космоса ему не давали: учебники в то время были на вес золота, поэтому мальчику редко разрешали полистать заветную книгу. Но это препятствие не притупило, а, напротив, разожгло интерес Володи к астрономии.

Отец, видя влечение сына к космосу, сделал для него телескоп из очкового стекла. Так Володя впервые увидел Венеру и Юпитер. Сатурн тогда не нашел. Однако вскоре мальчик остыл к телескопу и звездам. В школе его увлекла физика, и он твердо решил поступать в физинститут. У выпускника Буслова было два варианта: физтех в Долгопрудном и МИФИ. Так как в первом институте был слишком жесткий отбор, он решил попытать счастья в МИФИ. На вступительных экзаменах абитуриент Буслов набрал 11 баллов, вместо 12 необходимых. Всего одного балла не хватило Буслову для поступления. Ждать год, чтобы вновь попытать счастья в МИФИ, он не мог: вот-вот могли забрать в армию, поэтому Владимир решил подать документы в радиотехническую академию. Он блестяще прошел собеседование, сдал экзамен и поступил на факультет радиоуправления.

На увлечения у студента времени не хватало, но на 5-м курсе он все-таки нашел возможность сделать небольшой телескоп из макролинз фотоаппарата. На этот раз ему было интересно не столько взглянуть на небо, сколько самому соорудить наблюдательный прибор. Так у Буслова открылось второе дыхание в изучении астрономии.

После окончания академии Владимира направили в Мосолово на запуск телецентра. Там учителя местной школы подарили ему списанный телескоп. С этого момента он стал регулярно «выходить» в космос.

Вскоре у Буслова началась апертурная лихорадка, так у астрономов называют постоянное желание покупать инструменты все с большим и большим объективом. Один из самых мощных своих телескопов Владимир Васильевич купил в 2002 году в преддверии Великого противостояния Марса. Сейчас Буслов возглавляет предприятие в поселке Лесном. Но каждые выходные ездит в родной город Спасск, где у него стоит отчий дом и построена его любимая обсерватория, которая открывает ему дорогу в космическое пространство.

Астероиды в звездах

Научных открытий и изысканий Владимир Васильевич не совершил. В основном, все его наблюдения уже известны ученым, а он просто повторяет их работу из интереса. Да и техники для исследований у Буслова маловато: его обсерватории трудно соперничать с высокоинтеллектуальным оборудованием научных центров.

Единственную пользу для науки могут принести наблюдения Буслова за астероидами. Для этого не нужно определенной техники, потому эта сфера изучения очень популярна среди любителей. Смысл ее довольно прост. Звезды находятся от нас на расстоянии тысячи световых лет, по небу сравнительно близко от нас летит астероид, который на некоторое время заслоняет свет небесных тел: звездочка сначала гаснет, а потом вспыхивает. По времени этого погашения и можно оценить размеры астероида.

Своими находками Буслов обменивается на форуме с любителями-астрономами со всей страны. А еще практически каждое лето встречается с ними лично на астрофесте в Подмосковье.

К наблюдениям за небом Владимир Васильевич привязан сердцем. Его голубая мечта – уйти на заслуженный отдых и посвятить все свое время любимому космосу.

Статья опубликована в газете Рязанские ведомости в номере 97 (5138) от 03 июня 2016 года
Подписывайтесь на нашу группу ВКонтакте, чтобы быть в курсе всех важных событий.
Как не стать жертвой финансовых мошенников