Осталось девять дней до заседания Совета Международной ассоциации легкоатлетических федераций, на котором должно решиться, поедут ли российские легкоатлеты на Олимпиаду в Рио или нет. Можно по-разному относиться к длящемуся уже несколько месяцев допинговому скандалу. Ведь любой кардиолог в любой поликлинике скажет, что для поддержания сердечной мышцы в качестве витаминной добавки можно попить панангин или мельдоний… И от этих медикаментов точно никто не побежит быстрее и выше не прыгнет… Очевидно одно; инициировавшие скандал не учли то, что спорт, как в СССР, так и в России, был и остается сродни национальной идее и достижениями наших спортсменов гордились и гордятся даже те, кто находится на противоположенном от спорта полюсе. Мы все – близкие и далекие спорту – вместе и «болеем» за спортсменов, и переживаем, и радуемся. Так что, сегодняшняя ситуация только лишний раз сплотила соотечественников вокруг «беды», которую, несомненно, преодолеем, и мы еще покажем, что нас не догонишь.
А пока идет разбирательство и поиск путей, как бы обойтись на Олимпиаде этого года без таких сильных соперников, как российские атлеты, перечень официальных в нашей стране видов спорта пополнился еще одним направлением. Во вторник на этой неделе опубликован приказ Министерства спорта о включении компьютерного спорта в реестр официальных видов спорта Российской Федерации. Напомним, что киберспорт уже признавался в России официальным в 2001 году. Кстати, мы стали первой страной в мире, сделавшей это. Впоследствии, в 2006 году, этот вид из реестра официальных исключили по причине несоответствия критериям спорта. И вот теперь можно ожидать, что у нас появятся мастера, кандидаты в мастера по компьютерным играм.
Признаться, вот уж неоднозначный вопрос: хорошо ли это? Что же делать родителям, пытающимся «вытащить» из-за компьютера своих киберзависимых детей? У последних теперь появился железный аргумент: я занимаюсь не ерундой, а спортом! Причем со всеми вытекающими последствиями: наградами, званиями, уважением и, что немаловажно, перспективой профессиональной занятости и весьма солидного дохода. Например, один из самых успешных российских киберспортсменов тридцатилетний Антон «Cooler» Синьгов заработал за свою карьеру 300 000 долларов призовых и порядка 200 000 евро на контрактах с интернациональными клубами, играя в различные версии Quake. И это еще не все. Два года назад в Российском государственном университете физической культуры, спорта, молодежи и туризма (ГЦОЛИФК) на кафедре информационных технологий был открыт набор по специальности «Теория и методика компьютерного спорта (киберспорта)». Второй год там готовят тренеров и педагогов в области компьютерного спорта для преподавания в общеобразовательных учреждениях и организациях допобразования. Для поступления нужно сдать русский язык, биологию, пройти профессиональное испытание по избранному виду спорта и собеседование. Отучившись, можно продолжить образование в магистратуре. Стать, скажем, магистром «контрстрайка».
Холдинг известного благотворителя Алишера Усманова в конце прошлого года сообщил о намерениях инвестировать 100 миллионов долларов в один из отечественных киберспортивных проектов, создана и работает федерация киберспорта, и вообще, разговоры о том, что у этого спортивного направления колоссальное будущее, все чаще возникают в информационном пространстве…
И еще о «вытекающих» последствиях. Есть мнение, что спорт высоких достижений, мягко говоря, вреден для здоровья. Пусть так. Но любительский – полезен несомненно. Любители-лыжники или бегуны, или борцы всегда свежи, сильны, бодры, розовощеки. Киберспортсмены, что профессионалы, что любители, очевидно, будут бледны, слепы и страдать сколиозом… Многочасовые тренировки, сидя перед монитором, вряд ли способствуют оздоровлению. Впрочем, может быть, я и не права и ворчу «по-стариковски». В конце концов, шахматы тоже если и отличаются подвижностью, то только ума. Но несомненно одно: и в киберспорте российские спортсмены обязательно покорят Олимп.