В селе Остроухово, что в Захаровском районе, есть школа, клуб, фельдшерско-акушерский пункт, газ и довольно крепкое хозяйство «Рассвет». Долгое время не хватало одного – действующей церкви. «Помолиться бы, да негде», – вздыхали остроуховские бабушки, крестясь на небеса. А теперь приезжие достают цифровые мыльницы и старательно выстраивают кадр с видом на собор. Храм Успения Пресвятой Богородицы – отныне центральная достопримечательность села, и золотая маковка сияет в хмуром ноябрьском небе каким-то неземным светом.
В правлении ООО «Рассвет» молодой директор Михаил Хлопов восседает под иконами. Весь в делах, смотрит приветливо. «Не вы ли, Михаил Евгеньевич, такую красоту восстановили?» Хлопов о своем вкладе скромно умалчивает. Пойдемте, говорит, лучше познакомлю вас с двумя интересными женщинами.
Девятнадцать лет живут в селе две сестры. Зое Васильевне – 83 года, Вера Васильевна на 10 лет моложе. «Это дело нашей жизни – восстановить церковь», – говорят сестры Маркины. Они похожи на чеховских интеллигентных барышень, любят поговорить о душе, о счастье, коротая вечера под зеленым абажуром. Только нет в их рассуждениях тоски и безнадеги. Нет страстно- мечтательного «В Москву! В Москву!» Дело в том, что они как раз из Москвы. Свою квартиру сдали квартирантам, а деньги – все до копеечки – вкладывают в восстановление Успенской церкви. Чтобы перебраться в Остроухово, продали дачу в Подмосковье. Двум женщинам за два десятка лет удалось восстановить то, что разрушалось всем миром на протяжении века. Важнее даже другое: многие воочию убедились в том, что вера творит чудеса.
– Неужели, – спрашиваем, – не приходила вам в голову мысль позаботиться о душе как-нибудь по-другому. Например, потратить деньги на зарубежные паломнические поездки? Куда лучше, чем жить в доме без удобств и лазить по строительным лесам.
– Приходила, конечно, но мы ее с ходу отвергли. Доброе дело важнее созерцания, – считает староста прихода Зоя Васильевна.
Их день начинается с продолжительной молитвы. Потом – контакты с подрядчиками.
Уложили 20 тысяч кирпичей, чтобы поднять стены, сделали крышу, провели отопление в трапезную, восстановили алтарь, построили ограду, сейчас принялись за укладку пола… Показывают фотографию церкви с деревьями на крыше и пустыми окнами: «Вот как было 20 лет назад». Вера Васильевна взяла обет: позолотить купол и крест. Пять лет собирала деньги, откладывали на каждую пластину флорентийского сусального золота. Теперь блеск маковки словно маяк для сельчан. «Видимо, досадила лукавому, – кивает она на свою сломанную руку. – Едва закончили работу, как пришла эта напасть. И все-таки чудо, – улыбается добродушно, – могла бы и разбиться. Господь уберег».
Отстраненность от мирской суеты не мешает женщинам верить в силу печатного слова. Новости из газет их повергают в шок.
– Напишите, чтобы перестали обманывать народ, – горячится Зоя Васильевна. – Зачем нам следовать всяким международным конвенциям, которые открывают дорогу ювенальной юстиции и гей-парадам? Этим мы попираем ценности православной культуры.
К телевидению у сестер доверия меньше, хотя именно оно помогло расширить круг благотворителей. После передачи о подвижницах позвонила Светлана из Новокузнецка, перечислила на храм 13 тысяч рублей, а врач Федоренко из Санкт-Петербурга перечисляет приходу 3 тысячи рублей каждый месяц.
«Так получилось, что мы вернулись на родину своих предков», – говорят женщины.
– Здесь жил их дед Яков Степанович и бабушка Мария Яковлевна. Возможно, они были прихожанами церкви, построенной еще в 1730 году.
Зоя Васильевна вспоминает, что в Остроухово они первый раз попали в 1941-м, во время эвакуации. Но уже тогда храм был закрыт, а колокольню взорвали после войны. И надо же как повернулась судьба! Словно две небесные монахини, штопают они разорванную ткань времени. У одной за плечами работа на должности экономиста, у другой – служба в органах госбезопасности.
– Бывает, случаются неприятности с подрядчиками, кто-то нечестно поступает, и мы чувствуем, что бессильны, – говорят сестры. – Взяли за правило – не отчаиваться и не унывать. Помолимся и действуем дальше со спокойной душой. Так все постепенно, с Божьей помощью, и устраивается. Ни разу такого не было, чтобы заходили в полный тупик.
Теперь они молятся, чтобы был в селе постоянный священник. Шесть лет пустует добротный сруб о трех комнатах, который женщины возвели на свои деньги специально для батюшки. Провели туда газ, электричество, а никто из священнослужителей на постоянное жительство не приезжает.
– Если батюшка поселится, я ему даже бычка подарю, а земельный участок для хозяйтва у дома уже есть, – восклицает Михаил Хлопов.
– Миш, надо бы еще кованый крест изготовить и позолотить. Сможем? – обращается к директору хозяйства Зоя Васильевна.
Михаил Евгеньевич постоянно выделяет приходу то рабочих, то стройматериалы.
В дни, когда приезжает батюшка и бывает служба, в храме собирается немного народу – человек двадцать, по праздникам больше. Но сестры уверены, что дело духовного возрождения только начинается.
Недавно в Остроуховскую церковную лавку привезли Евангелие от Матфея с комментариями. Раскупили в два счета, не всем даже досталось.
– Плохо, что люди у нас непостоянны. Когда все хорошо – веруем, а чуть где зацепило – впадаем в ярость и себя не помним. Это говорит о том, что вера у нас еще некрепкая. Но изменение к лучшему есть, – считает Зоя Васильевна. – Смотришь – где-то в селе часовенка появилась, где-то предел в храме отреставрировали, там молельную комнату освятили, там фундамент под церковь заложили. Просыпается народ потихоньку.
Верно, значит, сказано: не стоит село без праведника.