И это, пожалуй, заметит каждый более или менее думающий зритель. Причем думать, а точнее выбирать, зритель должен еще до того, как окажется в кинозале. Ведь кричащей и зазывающей рекламной кампании у «Брестской крепости», в отличие от других кинопремьер этого месяца, по сути, не было. Как объяснил уже после премьеры генеральный продюсер фильма Игорь Угольников, сделано это было умышленно: пусть зритель придет по зову сердца, а не по зову рекламному. Хотя единственной, но весьма убедительной «рекламой» кинопремьеры стал призыв Владимира Путина посмотреть кинокартину. И кто посмотрел, наверняка не пожалел… Однако сразу объявились виртуальные борцы за достоверность, которые нашли некие исторические несоответствия в фильме, забыв о праве режиссеров на художественную выдумку. В интернет-пространстве обнаружились и те, кто засомневался в продюсере, вернее, в его способности заниматься столь серьезными проектами (как, мол, можно доверять тему Брестской крепости какому-то шоумену, клоуну какому-то, пересмешнику). Ну и, конечно, нашлись такие, кто обвинил сценаристов в излишней кровавости и выступил против демонстрации фильма детям. Вот на этом хочется остановиться отдельно. Безусловно, перед тем, как показывать такое драматичное и тяжелое кино подрастающему поколению, нужна определенная подготовка. Пусть они хотя бы имеют представление о том, что такое Брестская крепость и где она находится. А то прямо-таки не по себе становится, когда смотришь видеоролик с опросом молодежи на улицах, выложенный на сайте кинопроекта. Добрая половина юных респондентов при вопросе «Что вы знаете о Брестской крепости?» делают лишь удивленные лица, в лучшем случае с трудом устанавливают связь крепости с Великой Отечественной войной. Хотя бы ради того, чтобы в наших замечательных детях не было такой исторической дремучести, этот фильм им стоит показать. А окровавленные лица, горы трупов, оторванные руки и ноги – это, извините за выражение, побочные эффекты любой войны. Пусть сцены гибели солдат, расстрела мирных жителей напомнят ребятам, казалось бы, очевидную, но искаженную компьютерными играми истину – что жизнь у человека одна. Не бывает жизни второй, третьей, пятой, нельзя их заработать, набрав энное количество очков. Пусть ребята сами проникнут в смысл надписи, сделанной неизвестным защитником Брестской крепости 20 июля 1941 года: «Я умираю, но не сдаюсь! Прощай, Родина». Объяснить этот смысл на уроке истории, даже если пригласить в класс ветерана, чрезвычайно сложно. А вот фильм с конкретными, живыми героями должен сразу расставить все на свои места и помочь детям понять, почему верность Родине для советского солдата была дороже жизни.
На 22 ноября 2010 года, по оценке фильма «Брестская крепость» на сайте «Кинопоиск» в рейтинге лучших кинолент, картина занимает 52-е место, что является лучшим результатом среди отечественных фильмов за последние 37 лет.