Смена мэра Москвы – событие само по себе знаковое, ставшее ключевым информационным поводом для российских СМИ на долгие 10 дней. Но тема получила совершенно неожиданное продолжение – озвучена идея объединения Москвы и Подмосковья.
Сюжет, что называется, бродячий. Впервые о возможности такой перспективы было заявлено еще в 2003 году, когда заместитель главы Госстроя Николай Маслов предложил объединить работу над генпланами развития Москвы и Подмосковья. Фактически это означало если не слияние, то прямую подчиненность ближайших районов Подмосковья российской столице. Точнее, ее административно-бюрократическому аппарату и его градостроительным «интересам».
В 2006 году общественное мнение «взорвал» Юрий Лужков, выступивший в поддержку создания объединенного столичного региона.
Аргумент Юрия Михайловича – город и область составляют единую экономическую систему. Хотя многие эксперты указывали на политический подтекст лужковской «инициативы»: бывший мэр, пользуясь ситуацией, начал обострять свой конфликт с губернатором Подмосковья Борисом Громовым (отношения между двумя руководителями не сложились с самого начала).
Сегодня взаимоотношения между Москвой и областью улучшаются на глазах. Новый столичный градоначальник Сергей Собянин провел встречу с Борисом Громовым, на которой договорились о совместном решении транспортных проблем, а также о готовности состыковать градостроительные планы. И тут вдруг очередное предложение об объединении.
Причина опять-таки лежит в сфере политики. Сыграно точечно против Бориса Громова: и ущемить амбиции руководителя получится, и спровоцировать панику в рядах чиновников, и сыграть на стремлении населения Подмосковья стать по своему статусу, точнее по материальному положению, «настоящими москвичами».
Население Москвы и области в сумме составляет не менее 16 млн. человек. К примеру, население Голландии – 16, 3 млн. человек, Греции – 10,6 млн., Бельгии – 10,2 млн.
Политический подтекст вылезает открыто, если посмотреть на тех, кому «доверено» озвучивать неоднозначную тему. К примеру, Владимир Жириновский, как никто, знаком с ролью метателя пробного камня. По реакции на его провокационные высказывания можно замерять отношение общества к тому или иному политическому проекту. А кроме того, и причина есть формальная: Владимир Вольфович всегда был сторонником укрупнения российских регионов. Провоцируя конфликт, он ведь еще как бы подначивает «подмосквичей» – вот она, идея слияния, и ваше московское благополучие, берите их.
Идея, конечно, из разряда – «Все отнять и поделить». Но кто же будет вдаваться в логику и детали, когда даруют мечту? Тем более, что и соседи Подмосковья из числа граничащих областей уже прикидывают, что им может перепасть, если Москве отдадут земли в радиусе 100 километров, а все остальное – им, так сказать, по-соседски.
Перед Рязанской областью открывается гипотетическая перспектива вернуть утраченные в 1929 году Егорьевский и Зарайский уезды. Это, мягко говоря, не самые промышленно развитые районы Московской области, но самые зеленые, мещерские земли. И тут, что греха таить, есть о чем помечтать. Тем более, что нынешнее административно-территориальное деление Рязанщины имеет явный перекос в сторону областного центра. И в какой-то степени инфраструктурное развитие от Рязани как раз склонно идти в сторону Москвы, то есть в большей степени развиваются районы Подмосковья.
Однако все эти рассуждения – пустое место. Определение и изменение границ субъектов Федерации возможно только с их собственного желания, которое должно получить обоснование и, самое главное, одобрение первых лиц государства.
Но в то же время, фракция ЛДПР в Госдуме в октябре внесла поправки к Закону «О порядке принятия в РФ и образования в ее составе новых субъектов РФ», облегчающие процедуру укрупнения регионов. Жириновцы предлагают предоставить такое право Совету Федерации и Государственной Думе, причем не спрашивая об этом согласие самих регионов.
Ажиотажа данной теме добавляет федеральная пресса, которая всерьез обсуждает возможности объединения Москвы и Подмосковья и даже называет время – февраль 2011 или начало 2012 года, когда истекает срок полномочий Бориса Громова.
Предполагается, что объединение московских земель – сверхзадача Сергея Собянина. Считается, что весь мир давно идет по пути формирования агломераций – скоплений городских населенных пунктов в сложную динамическую систему вокруг большого финансово-экономического, делового и политического центра. Как это произошло, к примеру, с Парижем и его пригородами, Нью-Йорком или Сан-Франциско. И в этом смысле примеры удачные, поскольку Москва – тоже близка к такой модели: ей уже тесно в рамках не только МКАДа, но и ближайших районных земель Подмосковья.
Станет ли Рязанская область ближним «Подмосковьем» или нет – абсолютно непринципиальный вопрос. Потому что прямой выгоды или каких-то экономических облегчений это не принесет: дорога до самой Москвы ближе не станет (3 с половиной часа в один конец на электричке – это не так уж и близко), на межбюджетную политику не повлияет, налоговых и инвестиционных привилегий не принесет. Да, Рязань может стать логистическим центром для укрупненной Москвы, но подобные планы прорабатываются областным Правительством уже сейчас.
Конечно, всей России хочется жить, как Москва. Но инвестирование в близлежащие территории московского благополучия не может простираться на всю огромную Россию. Это все равно, что намазывать небольшой кусочек масла на хлебную краюху. Слой масла будет все тоньше и тоньше, пока по краям не исчезнет совсем.
Все-таки благополучие лучше генерировать самим, на месте.
точка зрения
Петр Акульшин, профессор Рязанского государственного университета имени Есенина:
– В целом отношусь к такой идее отрицательно. Административная система складывается на протяжении длительного времени, и менять ее столь скоропалительно – просто неразумно. Получается такая ситуация – к столице отойдут наиболее развитые районы Подмосковья, а районы наименее богатые присоединят к соседним областям. Присоединение к Рязанщине новых земель создаст массу социальных проблем и ляжет тяжелым бременем на плечи рязанцев. К тому же возникнет опасность прецедента – свои территориальные претензии к нашей области могут предъявить и Липецкая, и Тамбовская области. Считаю инициативу депутатов непродуманной и неуместной.
Александр Лемдянов, директор торгового дома «Барс»:
– К инициативе депутатов отношусь крайне отрицательно. В плане развития рязанского бизнеса ничего хорошего не будет. Ему (бизнесу) будет намного тяжелей, так как в Московской области, по моему убеждению, развитие проходит более жестко и быстро. Мы, большинство предпринимателей, к этому не привыкли.
Михаил Крылов, депутат областной Думы:
– Я думаю, что подобные действия должны быть очень серьезно обоснованы, в первую очередь, в экономическом плане. Специальные институты должны провести детальные исследования на данную тему.
И только руководствуясь их рекомендациями, можно принимать какое-то решение. На сегодня, считаю, это неактуально – у нас и так немало серьезных проблем. А скоропалительное решение вопроса приведет лишь к их обострению. Так что это дело не сегодняшнего дня.
Ирина Красногорская,
краевед, литератор:
– Я могу только приветствовать инициативу депутатов. Людей, которые занимаются краеведением, сам факт возвращения таких исконных рязанских земель, как Егорьевский и Зарайский районы, не может
не радовать. К тому же сами егорьевцы и зарайцы всегда считали себя рязанцами, а не жителями Подмосковья.
Но, конечно, надо делать это дело очень тонко и деликатно, тысячу раз подумав и взвесив, чтобы не наломать дров, как случилось в приснопамятном 1937 году, когда от рязанской земли «отхватили» кусок ее территории.