00:27 МСК
Суббота
16 / 08 / 2025
877

Игра на опережение

Ростуризм распространил по регионам России памятку о том, как не стать жертвой мошенников

Помятуя о прошлогодних событиях, когда туроператоры один за другим складывали с себя из-за банкротства фирм полномочия по выполнению обязательств перед клиентами, Федеральное агентство по туризму в этом году решило сыграть на опережение. По регионам распространена информация, адресованная, прежде всего, региональной исполнительной власти.

Ростуризм напоминает о том, что в связи с наступлением «высокого» туристического сезона и существенным увеличением спроса на турпоездки особую актуальность приобретает защита прав туристов, повышение качества, доступность и безопасность турпродуктов, противодействие возможным злоупотреблениям отдельных участников рынка.

Каждый год в «высокий» летний сезон на рынке появляются фирмы-однодневки, которые применяют мошеннические схемы и исчезают с деньгами клиентов, так и не отправив их на отдых. Только в ассоциацию «Турпомощь» еженедельно поступают по три-пять жалоб на такие компании. Вернуть потраченные деньги можно через суд, однако проще заранее вычислить ненадежную турфирму и не приобретать у нее путевку.

В Ростуризме считают, что в целях минимизации рисков для потребителей туристических услуг необходимо обеспечить максимально широкое информирование общественности о правилах, которые требуется соблюдать для того, чтобы не стать жертвой мошенников в процессе планирования и осуществления турпоездки.

Это предупреждение было бы более актуальным в начале года, когда поездки на летний сезон только планируются, ведь большинство выездных туров раскупается заранее. Но не лишним будет напомнить людям о бдительности и сейчас, поскольку в связи с экономическим кризисом сфера туризма претерпела значительные изменения. Во-первых, с рынка ушли недобросовестные фирмы. Если помните, в прошлом году по всей стране, и в особенности в Москве и Санкт-Петербурге, прошли многочисленные проверки туроператоров. По итогам этих проверок кто-то сам принял решение свернуться, а кому-то помогли инспекторы.

В результате финансово-экономического кризиса и негативных событий в странах Ближнего Востока потоки туристов перераспределились из-за рубежа внутрь страны. Если еще в прошлом сезоне российские туристы отдыхали преимущественно на курортах Египта и Турции, то теперь люди больше стали путешествовать по России, а во время туров по нашей стране нужно быть не менее бдительным, нежели во время отдыха за рубежом.

Взять хотя бы последний пример – трагические события, связанные с гибелью детей на Сямозере. Ведь о том, как оказывались услуги в так называемом парк-отеле, выяснили только следователи. До этого на многочисленные жалобы отдыхающих не реагировали даже те, кому по роду службы предписано наводить в туриндустрии порядок, за что глава Роспотребнадзора Республики Карелия сейчас находится под домашним арестом. И еще неизвестно, что в дальнейшем в отношении его персоны выявит следствие. А значит, профилактика подобных негативных явлений становится, помимо надзорных структур, в том числе и делом органов исполнительной власти, которым, вероятно, следует быть более внимательными к качеству проводимых проверок. На том же Сямозере по документам было все хорошо, а на деле – вопиющие факты нарушений правил безопасности отдыха.

В деле профилактики случаев мошенничества и недобросовестного отношения к клиентам очень важна и позиция самих отдыхающих. Федеральным агентством по туризму разработан перечень рекомендаций, соблюдение которых поможет туристам заранее вычислить ненадежную турфирму и отказаться от ее услуг, избежав, таким образом, неприятностей.


Ежегодный прирост туристов, посещающих Рязанскую область, составляет 10 процентов. 
В 2015 году наш регион посетили около 300 тысяч человек

Десять советов туристам:

Ростуризм и «Турпомощь» предлагают десять советов, которые помогут уберечься от мошенников и хорошо провести отпуск.

1. Поинтересуйтесь репутацией турфирмы, в которой собираетесь покупать тур. Почитайте отзывы в Интернете, расспросите знакомых. Проверенные компании работают на рынке как минимум несколько лет и в целом устраивают своих клиентов.

2. Позвоните в компанию по телефону: по разговору со специалистом можно понять, насколько надежна фирма. Если менеджер не владеет информацией или отвечает уклончиво на вопросы о стоимости туров, их содержании, дороге, это плохой знак. В добросовестных фирмах работают квалифицированные специалисты, которые предоставляют исчерпывающие сведения своим клиентам.

3. Изучите терминологию, чтобы точно знать, на какую информацию обращать внимание прежде всего. Туроператор – это компания, создающая турпродукт и обеспечивающая оказание услуг туристам. Турагент – фирма, которая продает турпродукт, сформированный туроператором.

4. Проверьте наличие сведений о компании в едином федеральном реестре туроператоров, размещенном на сайте Ростуризма. Если компании в реестре нет, то она не имеет права работать на туроператорском рынке, и перед вами, скорее всего, мошенники.

Имейте в виду, что именно туроператор несет ответственность перед туристом за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по договору о реализации турпродукта, заключенному турагентом как от имени туроператора, так и от своего имени.

5. Проверьте реестр турагентств. Как правило, туристы редко покупают путевки у оператора напрямую, а обращаются в турагентства. Согласно законодательству РФ, начиная со следующего года турагенты в обязательном порядке должны будут вступать в реестр турагентств. На сайте ассоциации «Турпомощь» будет размещен список организаций, у которых есть договоры с туроператорами на право реализации туров. В этом году на базе «Турпомощи» начал формироваться добровольный реестр турагентcтв, который уже доступен на сайте организации. В него включены более 2 тыс. компаний, формирование продолжается. Если вы нашли свое агентство в этом списке, – значит, можно смело покупать у него путевку.

6. Турагент может входить в состав агентской сети. Уточните эту информацию у менеджера. В этом случае работа компании правомерна, а сведения о ней также будут содержаться в реестре т­урагентств.

7. Приходя в офис турагента или туроператора, обращайте внимание на обстановку. По интерьеру можно судить, насколько хороши или плохи дела у компании. Об этом также скажет качество полиграфии рекламных буклетов и стиль общения сотрудников с клиентами и друг с другом. Кроме того, на видном месте у туроператора всегда висит свидетельство о внесении сведений в единый федеральный реестр с указанием реестрового номера. Если же этих документов в общественном доступе нет, компания должна предоставить их клиенту по первому требованию. Если фирма так не поступает, это повод задуматься и поискать другую.

8. Обращайте внимание на цены. Слишком низкая стоимость путевки должна насторожить: не бывает двухнедельных туров в Европу за 20 тысяч рублей на человека. Если компания необоснованно занижает цены, то, возможно, она и не собирается отправлять вас на отдых. Или же она применяет демпинг, что негативно влияет и на рынок, и на туриста (возможно, пока вы будете в пути на отдых, туроператор решит остановить свою деятельность). Отследить динамику цен на туры можно с помощью проекта «Турбарометр», в рамках которого еженедельно будут публиковаться данные о средней стоимости туров на массовые направления. Длительное и существенное занижение цены по сравнению со средней по рынку – повод задуматься, стоит ли пользоваться услугами этой компании.

При этом нормальной практикой являются спецпредложения и «горящие путевки»: такие акции всегда краткосрочны, и туроператоры информируют своих клиентов о них отдельно.

9. Внимательно читайте договор на оказание туристских услуг. В добросовестных фирмах все, что было обещано на словах, подтверждается документально. Недобросовестные компании ограничиваются туманными формулировками, которые можно трактовать двояко.

10. Осторожнее с розыгрышами и лотереями. Это еще один прием, который часто срабатывает на неопытных путешественниках: всевозможные розыгрыши и беспроигрышные лотереи в торговых центрах и на улицах. Как правило, сотрудники турфирмы сообщают доверчивому покупателю, что он выиграл двухнедельное путешествие на двоих на экзотический остров с проживанием в пятизвездочном отеле. Чтобы отправиться в тур своей мечты, надо лишь оплатить стоимость дороги, которая обычно оказывается выше среднерыночной стоимости всего тура, а пятизвездочный отель – хостелом на восьмой береговой линии. Лучший способ не попасть на крючок – сразу отказываться от общения с представителями таких турфирм.

Ростуризм советует внимательно изучить информацию, и тогда ничто не омрачит вашего отпуска.

В этом году число российских туристов за границей сократилось более чем на 40 процентов. Об этом заявил глава Ростуризма Олег Сафонов.

Статья опубликована в газете Рязанские ведомости в номере 114 (5155) от 29 июня 2016 года
Подписывайтесь на нашу группу ВКонтакте, чтобы быть в курсе всех важных событий.

Ранее по теме:

Фотоальбом любимого города

В одном строю с всенародным песенником

«Мы помним! Мы гордимся!»

Помериться ростом с журавлем
Школьники области попробовали себя в роли экопросветителей
Татьяна Железнова
Природа лечит
О том, как местные лечебные грязи помогают поправить здоровье и восстановить силы
Читайте в этом номере: