И вот группа рязанских служителей пера и примкнувших к ним певцов и музыкантов отправилась из Рязани в касимовские места. Дали нам красивый маленький автобус фирмы «Пежо», который на поверку оказался весьма холодным и неуютным. А по завершении пути у него отказала дверь, вероятно, отказываясь выпустить на волю рязанских поэтов, что вызвало немало шуток в адрес производителя данного аппарата. «Вот ведь, не пускают нас в народ, не хотят, чтоб слово поэтическое звучало».
Шутки – шутками, но мысли по поводу востребованности поэзии в сегодняшнем мире возникали и возникают не только у профессиональных стихотворцев. Сия проблема многократно обсуждается на страницах газет, журналов, в Интернете. В последнем обнаружил около 200 тысяч ответов на данный вопрос. Просмотрел пару десятков, но внятного ответа не нашел, все разговоры вокруг да около, да еще с переходом на конкретные литературные личности.
Поэтому вернусь в баташевский дом в Гусь-Железном, где находится клуб, в котором согревались горячим чаем с дороги именитые рязанские литераторы.
Выскажу лишь некоторые замечания в тему. Первое – праздник прошел просто замечательно с точки зрения его организации. Вероятно, это стало «фирменным» стилем районного управления культуры.
А главное – было немало юных лиц, что на поэтических праздниках видишь нечасто. Причем были и совсем маленькие дети, и подростки. И все три часа вечера прошли, по их собственному признанию, на одном дыхании. А это дорогого стоит.
По долгу службы мне часто приходится бывать на литературных праздниках и фестивалях. И нисколько не умаляя их значения и важности, вижу, к сожалению, такую картину – отзвучат парадные слова на открытии, дадут два-три слова самим виновникам торжества, а дальше царствует музыка – веселая и разухабистая.
Так, например, произошло на недавнем Есенинском празднике в Константинове, где профессиональным рязанским поэтам практически и не дали слова. Поэт Евгений Артамонов рассказывал мне, что он не только не смог пробиться на главную сцену праздника, но и от памятника Есенину его оттеснили приезжие скоморохи и частушечники. Посмотрел он на это дело и ушел.
– Я только на маркинских днях чувствую себя поэтом, – сказал мне Евгений Артамонов, – потому что здесь очень благодарная аудитория.
И многие рязанские поэты жалуются, что, кроме маркинского и шишаевского праздников, нет у них другой возможности выступить перед большой зрительской аудиторией. Остались лишь редкие литературные вечера в библиотеках да юбилеи сподвижников по перу. Грустно все это и печально. Особенно для молодых авторов. В том же Гусь-Железном выступал талантливый парень из Сасова, рабочий по профессии Игорь Тепляков. И читал он вполне зрелые стихи, которые оценили профессионалы. Но кто услышит его в Рязани? Хорошо, что он попал к такому мастеру, как Владимир Хомяков, который и подскажет, и поможет ему. А если бы нет?
На мой вопрос, а зачем ему нужна поэзия, он ответил так: «Мне она необходима. Для меня это возможность ощутить себя настоящим, свободным человеком». Жаль только, что любовь к поэзии не передается с генами – сыну Игоря поэзия уже не нужна, хоть и пытается он вести с ним «воспитательную работу».
Поэзия, хотим мы этого или не хотим, стала сугубо личной потребностью отдельно взятого человека. Он «не позволяет душе лениться», он относится к миру не как прагматик, а пытается осмыслить то, что рациональным знанием не возьмешь, не подберешь и не откроешь формулы искусства, они даются свыше или не даются вообще.
Но вход в поэзию для людей чутких и искренних всегда открыт. И прелесть маркинских вечеров в том, что приходят сюда именно такие люди, которым нужна такая странная, такая несовременная вещь – поэзия.