20:12 МСК
Четверг
08 / 12 / 2022
1540

Язык не сломаешь...

Не что иное, как явление языковой полифонии, можно наблюдать на этой неделе в федеральном институте развития образования в Москве

Более трех десятков не просто носителей языков многочисленных этносов России, а педагогов, которые занимаются преподаванием этих языков в качестве родных в своих регионах, собрались вместе. Все они стали участниками очного этапа Всероссийского мастер-класса учителей родных, включая русский, языков, который проводится уже в четвертый раз.

По Конституции РФ государственным языком на территории страны является русский. Он же является самым распространённым. Республики, входящие в состав России, вправе устанавливать свои государственные языки

Татарстан, Чечня, Адыгея, Мордовия, Чувашия, Тува, Алтайский край, Тюменская область... По участникам мастер-класса, одетым в национальные костюмы, можно было изучать не только языки, на которых говорит Россия, но еще и географию нашей страны, а также обычаи отдельных этносов.

Любой язык, даже самого малочисленного народа (пусть даже он составляет несколько десятков тысяч человек), нуждается в сохранении и поддержке. Потому как, если нет языка, нет и народа. Это, собственно, и стало лейтмотивом многонационального педагогического собрания. И роль учителя здесь в том, чтобы максимально интересно и, говоря педагогическими терминами, инновационно подойти к преподаванию родного языка и таким образом подружить ребят с их родным языком, осознать его ценность, развеять миф «непрестижности». При этом опираться нужно на знания языка общенационального, то есть русского. В конечном итоге представитель этноса должен, с одной стороны, хорошо владеть своим языком (и, возможно, даже на нем думать), если он считает его родным, а с другой – знать русский язык, поскольку он выступает связующим звеном между представителями разных национальностей. И в этом состоит особая сложность работы большинства учителей, которые приехали на мастер-класс, ведь, по сути, они должны учить не одному, а сразу двум языкам. Проще говоря, прививать простое правило: «Забыв родной, я онемею, утратив русский, стану я глухим».

Представители свыше 160 национальностей согласно результатам Всероссийской переписи 2002 года проживают на территории нашей страны

Исключение здесь составляют лишь учителя русского языка и литературы, которые также принимали участие во Всероссийском мастер-классе. Среди них была и педагог из нашего региона – обладательница премии имени академика И.И. Срезневского, учитель лицея № 4 Елена Орлова. Она показала коллегам, как дает возможность своим ученикам насладиться звучанием русского языка через использование на занятиях лучших образцов художественного слова.

Между тем, глядя на учителей татарского языка и слушая их (а таких педагогов в Москву приехало трое – все из разных регионов), сразу вспомнилось, что в нашей области тоже есть компактные места проживания представителей этой национальности – Азеево Ермишинского района, Бастаново Сасовского района, Подлипки и Ахматово Касимовского района. Правда, ребята из наших татарских семей пока постигают родной язык лишь на бытовом уровне, от родителей. Однако в централизованной религиозной организации мусульман «Мухтасибат Рязанской области» говорят, что, возможно, в будущем татары нашего региона смогут изучать родной литературный язык на специальных занятиях.

точка зрения

Василий Тишков, начальник научно-методического отдела Московского Дома национальностей:


– Когда мы говорим о гражданском единстве Российского государства, то не можем обходить стороной языковую проблематику. Когда говорим о сохранении культуры вообще, подразумеваем сохранение всего культурного многообразия нашей страны. Я считаю, это нормально, когда наши дети в регионах будут считать родным два языка – русский и язык своей этнической группы.

Людмила Узденова, кандидат филологических наук, член Совета ассамблеи народов России:

– Своими родными языками я считаю и русский, и карачаевский языки. Но думать на нем, как здесь говорили, мне сложно. Проще – писать. Поэтому на карачаевском языке мною написана книга о методике преподавания своего родного языка.

Рашид Бултачеев, председатель «Мухтасибата Рязанской области»:


– Мы думали о том, чтобы обучать детей из татарских семей родному языку. Тем более многие родители в этом заинтересованы. Для обучения, например, в касимовской мечети созданы все условия – есть класс, в Татарстане закуплены специальные учебники. Но нет учителя татарского языка. Как только мы найдем такого педагога, начнутся занятия.

Статья опубликована в газете Рязанские ведомости в номере 224 (3776) от 26 ноября 2010 года
Подписывайтесь на нашу группу ВКонтакте, чтобы быть в курсе всех важных событий.
Бюджет – услышан
Как общественность контролирует доходы и расходы региона
Юрий Евстифеев
Читайте в этом номере: