На «Вахте Памяти – 2016», проводившейся в Ленинградской области, поисковики из Санкт-Петербурга и Саратова нашли солдатский медальон. На сохранившемся внутри эбонитовой капсулы клочке бумаги карандашом были написаны фамилия, имя и отчество бойца, его год рождения, место, откуда призывался. С этой поры красноармеец из рязанского села Никуличи Михаил Андреевич Ульянов перестал числиться пропавшим без вести.
Боец погиб с оружием в руках
С 25 апреля по 6 мая поисковики отряда «Доброволец – Политех» из Санкт-Петербургского государственного политехнического университета имени Петра Великого на раскопках близ деревни Гайтолово Кировского района Ленинградской области подняли на поверхность останки 36 погибших красноармейцев. Под Гайтолово, в полусотне километров от Северной столицы, летом и осенью 1942 года шли кровопролитные бои, в которых полегли тысячи красноармейцев. Поисковики откапывали останки для перезахоронения в братскую могилу, поскольку узнать имена бойцов не представлялось возможным.
– Это вообще очень редко бывает, – говорит председатель совета Рязанского регионального отделения общественной организации «Поисковое движение России» и руководитель поискового отряда «Ока» Николай Стрелков. – За семьдесят лет в земле мало что сохраняется. Погибшего можно идентифицировать по номерам орденов и медалей, надписям на ложках и котелках, солдатским медальонам. Каждому бойцу выдавалась эбонитовая капсула, в которую нужно было вложить листок бумаги с информацией о себе. Многие предпочитали ничего не писать, считали, что если напишут, то погибнут в бою. Но некоторые все же информацию записывали.
Записал сведения о себе и красноармеец Михаил Ульянов, призванный на службу в 1940 году из села Никуличи Рязанского района Рязанской области. Спустя почти 75 лет его медальон нашли поисковики из Санкт-Петербурга и Саратова.
– У Михаила Андреевича очень интересная судьба, – рассказывает руководитель поискового отряда «Доброволец – Политех» из Санкт–Петербурга Александр Новокшонов. – По данным, которые нам удалось получить в ОБД «Мемориал», он был курсантом, а значит, скорее всего, во время войны командовал отделением либо взводом. На снимке видно, что его грудь украшает знак ГТО, а значит, был спортивным человеком. Кстати, при останках Ульянова мы не нашли кисета с табаком, а кисеты были почти у каждого бойца на фронте. Человек просто не курил. Погиб с автоматом в руках, с полными карманами патронов и двумя гранатами. Среди вещей сохранилась ложка, звездочка от пилотки или фуражки, патроны от ППШ.
Поисковики из Санкт-Петербурга связались со своими коллегами в Рязани и сообщили им о находке. Те принялись за поиск родственников Михаила Ульянова, а поскольку было известно село, откуда призывался красноармеец, искать родню пришлось недолго. Правда, почти все из многодетной семьи Ульяновых уже умерли. Осталась одна двоюродная сестра Мария Тимофеевна Ульянова.
Его любимый предмет в школе – история
Ульяновы в Никуличах – фамилия распространенная. Найти родственницу Михаила удалось не сразу. Когда брата в армию призвали, маленькой Маше было всего пять лет, и она его почти не помнит. Опознать погибшего по представленной поисковиками информации помогла соседка Марии Тимофеевны и одноклассница Михаила – Екатерина Михайловна Яшина.
– Я как узнала, что Мишу нашли, обрадовалась, – вспоминает Екатерина Михайловна. – Ведь я его очень хорошо помню. Тихий такой был, спокойный. Историю очень любил. В школе учился средне, а вот по истории у него одни пятерки были. Его старший брат Иван на летчика до войны выучился, а вот кем был на фронте Михаил, мы не знаем. О тех редких письмах, которые он присылал, нам тогда не рассказывали. А потом все документы потерялись, и мы считали Мишу пропавшим без вести, а он, оказывается, погиб.
Николай Стрелков предложил Марии Тимофеевне похоронить останки брата в воинском квартале Богородского кладбища, где 4 мая 2016 года был перезахоронен пропавший без вести в годы войны Алексей Федорович Готовцев, медальон которого обнаружили поисковики московского отряда «Витязь».
– Я от этого предложения сразу же отказалась, – говорит Мария Тимофеевна Ульянова. – Все родственники Михаила похоронены на нашем сельском кладбище, и он должен быть здесь.
Церемонию перезахоронения останков провели 22 июня 2016 года, в день 75-летия начала Великой Отечественной войны.
Михаила провожали всем селом
В Никуличах, на сельском кладбище установлена стела, на которую нанесены фамилии и инициалы погибших в годы Великой Отечественной войны сельчан. Теперь в список погибших будет добавлено еще и имя Михаила Андреевича Ульянова. По традиции у стелы жители села проводят праздники и отмечают трагические в истории страны даты.
В день 75-летия начала войны к стеле собралось почти все село. Прибыли поисковики из Санкт-Петербурга и Саратова, воспитанники военно-патриотического центра «Звезда», депутаты Рязанской городской Думы и представители администрации Рязани. Траурную церемонию вел консультант по связям с общественными объединениями пресс-службы администрации города Рязани Юрий Суляев. Юрий Викторович во многом помогает поисковым отрядам в работе, ведь нередки случаи, когда необходимо обращаться в архивы через представителей власти.
При помощи интернет-ресурсов ОБД «Мемориал» и сайта www.podvignaroda.ru поисковикам удалось получить информацию, с которой не знакомы ни родственники, ни односельчане Михаила Ульянова.
– Мы узнали, что Михаил Ульянов пропал без вести осенью 1941 года в Смоленской области, отстал от подразделения, – говорит руководитель поискового отряда «Доброволец – Политех» Санкт-Петербургского государственного политехнического университета имени Петра Великого Александр Новокшонов. – Погиб Михаил Андреевич осенью 1942 года под Ленинградом. Есть данные о награждении его медалью «За отвагу», которую боец не получил.
Похоже, что у родственницы Михаила Андреевича Ульянова, Марии Тимофеевны, есть еще один повод собрать сельчан вместе – вручение заслуженной боевой награды брата.