С Соединенными Штатами Америки Петра Рыжкова связали родители, эмигрировавшие туда еще в 80-е годы прошлого века, а с сапожковским селом Морозовы-Борки – местная уроженка, жена Валентина. В самом начале «бандитских девяностых» Петр увез семью из Москвы к своим отцу и матери, получил в США гражданство, а в стабильные «нулевые», в 2002 году, возвратился в Россию. В Морозовых-Борках сейчас он – заместитель главы администрации поселения.
Квартиру в Москве Рыжковым в свое время приватизировать не разрешили, они поехали на родину жены и там увидели – село пропадает! Вскоре Петру, занимавшемуся предпринимательством, в основном торговлей, районные власти предложили пост главы администрации – возрождай, мол, Морозовы-Борки.
– Америка научила меня реалистичности, – говорит Рыжков. – В современных условиях глава сельской администрации может добиться успехов только тогда, когда добьется выделения денег из федеральных программ или от богатых московских спонсоров. Пришлось заниматься и тем, и другим. Главное – удалось добиться строительства современного, с тренажерными комнатами, новейшим оборудованием спортзала в средней школе. Мы забросали мольбами о спортзале все властные инстанции. Вдруг письмо пришло: Морозовы-Борки включены в соответствующую государственную программу, срочно привозите проект. А его … никто заранее не делал! Пришлось мне обивать пороги спорткомитетов, быстро решить вопрос… Руководство Сапожковского района всячески поддерживало это наше стремление и помогало.
Строительство здания было хоть и недолгим, но трудным. И заканчивалось оно, когда Рыжков уже ушел с поста главы поселения. Дело в том, что эта должность в Морозовых-Борках стала выборной, и человек с двойным гражданством занимать ее не имеет права. В 2008 году выборы выиграл представитель одной из оппозиционных партий, но быстро понял, что не справляется, и уволился. В октябре 2009 года главой стал друг Рыжкова – единоросс Сергей Рябкин.
Надолго ли обосновались Рыжковы в Морозовых-Борках? Судя по их американскому опыту – да.
– Когда довелось эмигрировать в США, в город Портленд, то я посчитал, что попал из Москвы … в дерев-ню, – рассказывает Рыжков. – Судите сами: вокруг одноэтажные дома, провода чуть свисают между столбами, зелень вокруг. Несколько лет тосковал, пока не увидел: почти вся Америка – не только одноэтажная, но и занятая, что называется, общественным благоустройством. Так что в Морозовых-Борках мы оказались в привычных для Америки «одноэтажных условиях»: и природный газ здесь появился, и водопровод администрация с помощью района отладила, и освещение на улицах и в домах.
За несколько месяцев до выборов, в самый пик природных пожаров, районная администрация попросила Рыжкова исполнять обязанности главы в Морозовых-Борках. Он стал действовать теми же методами, что и раньше: добился попадания села в федеральную программу обеспечения занятости населения, и безработные все лето окашивали в поселении бурьян, проводили благоустройство. Попало село и в некоторые другие программы. Победе Рябкина на выборах он искренне рад: все намеченные планы продолжат осуществляться.
А главное – не разрушатся уже накопленные общественные богатства. Центральная площадь Морозовых-Борков могла бы стать украшением любого большого города. В селе сейчас два мощнейших культурных центра: средняя школа и церковь. Оба далеко выходят за свои функциональные рамки. В школе – благоустроенная дворовая территория, на ней множество скульптур, клумб, украшений. Само здание, в отсутствие современного ДК, становится местом сбора всех сельчан в торжественные и праздничные дни.
Помимо исполнения церковных треб, отец Сергий ведет занятия с детьми в воскресной школе при храме, создал православную библиотеку. И школа, и храм, благодаря активности сельского общества постоянно развиваются. И американский опыт украшения поселений теперь не гнушается использовать никто. Традиционны, например, в США спортивные площадки при храмах. И отец Сергий из Морозовых-Борков делает спортплощадку около церкви. Власть и общество должны жить дружно.