Взял конфету, съел, ничего не понял. Пошел за колбасой, откусил, крепко задумался. Отрезал кусок сыра, пожевал, впал в ступор. Больше ничего не хочется. Покупательная способность резко восстанавливается. Берешь чуть-чуть, ешь самую малость, лишний кусок отдаешь «врагу», чтобы потом не бежать в аптеку. Самый гуманный способ избавления нации от лишнего веса – делать еду невкусной. Самый простой способ делать продукты дешевыми – вносить в них разные добавки.
На конфетной обертке читаю «БурИвестник». Лезу в словарь, еще раз себя проверяю. Точно, пишется через «Е». Впрочем, не будем вздыхать по поводу падения уровня грамотности. Потому что «горе уму». Против жизни-то не попрешь! А производители абсолютно правы. В пищевой индустрии сегодня каждый придумывает свои правила и занимается сочинительством, насколько позволяет ему буйная фантазия.
А почему им нельзя? Если в спорте давно соревнуются не спортсмены, а фармацевты, то почему в пищевой индустрии не могут соревноваться технологи? Значит так, берем жидкое масло, подвергшееся гидрогенизации, и кладем… в сыр! А дополнительную прибыль от снижения себестоимости – себе в карман.
Сахара в пастилу кладем столько, сколько рука возьмет, то есть щепотку. Остальное на глаз, до образования однородной массы. Я художник, я так вижу, а потребитель пусть растет над собой.
На волне осмеяния всего государственного, якобы совкового, под прицел критики попали и государственные стандарты. Их главным недостатком объявили то, что они не поспевают за динамичным развитием рынка. Картину нарисовали себе идиллическую: пусть производитель сам придумывает и утверждает рецептуру, никто ему не указ, а рынок разберется, какая продукция лучше. Свободная конкуренция плохих отсеет, хороших оставит, покупатель останется довольным.
Наряду с государственным стандартами, регламентирующими процесс производства, хранения, маркировки и транспортировки товаров, появились технические условия (ТУ), изобретаемые в лабораториях самих же предприятий. А поскольку «хозяин – барин», многие производители сразу же перешли на ТУ и начали применять более дешевые заменители продуктов (например, не молочный жир, а пальмовое масло). Покупатели какое-то время удивлялись, почему это у наших продуктов вкус стал синтетическим, но потом быстро разобрались. Правда, легче от этого понимания не стало.
Самое печальное, что пострадала сама идея импортозамещения. Утверждение «отечественное – лучше» намного тяжелее стало подкреплять реальными примерами из жизни. Сплошь и рядом выясняется, что отечественное не качественнее импортного, а просто дешевле. По причине технологических ухищрений.
Освободившись от строгости государственного надзора, мы так и не сумели выработать в себе дисциплину, основанную на честности перед самим собой. Тест не пройден. То, что насаждалось, оказалось ответвлением общественной эволюции, ведущим в никуда. Ничего хорошего не может быть там, где главенствует задача «прибыль любой ценой».
Я не хочу сказать, что кругом должны быть ГОСТы, только ГОСТы и ничего кроме ГОСТов. Я лишь за то, чтобы колбаса была колбасой, сыр – сыром, а мармелад, пастила и зефир – тем лакомством, вкус которого мы помним с детства. А сейчас вместо настоящего «Голландского» и «Пошехонского» мне продают сырный продукт с растительными жирами, а вместо «Докторской» – суррогат из заменителей мяса. И те, кто выдерживает ГОСТы, почему-то на равных должны конкурировать с изобретателями новых продуктов, выпускаемых под теми же брендами.
Не нужно никого прижимать, строить, учить любить Родину. Но воспитывать честность – прямая обязанность государства. Добавил в сыр растительный жир – не пиши на нем «сыр», а пиши «сырный продукт». Всего и делов-то. Но кто-то должен за этим следить. У государственного уполномоченного органа «Роспотребнадзора» пока не очень получается. На слуху лишь результаты проверок, которые проводят независимые потребительские общества. Не каждому по силам быть в роли «Ревизорро». Зато это прекрасный способ воспитания гражданской сознательности и активности.