Был в советское время такой писатель – Олег Куваев. В 1975 году вышло в свет его самое главное произведение – роман «Территория», повествующий об открытии на Чукотке в конце 40-х – начале 50-х годов залежей рассыпного золота. И в том же году еще молодой, сорокаоднолетний автор умер. А книга, написанная им, с того времени и до наших дней издавалась более 30 раз и всегда находила своих горячих почитателей, а кому-то служила даже «путевкой в жизнь»: молодые люди выбирали себе профессию геолога.
Как уже сказано, роман «Территория» – про золото, но меркантильных, сопутствующих обычно поиску этого драгметалла чувств и страстей вы в нем не найдете. Его герои, первопроходцы, одержимы страстью к своему труду, в нем смысл их жизни, с ним связано понимание долга, достоинства, чести. Можно сказать, что «Территория» – производственный роман. Произведений в таком жанре в советское время было написано немало, что-то было любимо читателями, а сейчас выглядит, увы, анахронизмом…
О «Территории» этого не скажешь, и здесь проявились и авторский стиль, и особенности самого писателя как человека: например, он был верующим. Так или иначе, но и в наше капиталистическое время я не без удивления вижу увлеченных «Территорией» молодых людей.
Исходя из всего этого, можно понять, почему, просматривая некоторое время назад программу телевизионных передач, я остановила свое внимание на спортивном (!) канале, где в промежутке между какими-то матчами предполагалось показать художественный фильм «Территория». Неужели наши «киношники» вопреки устоявшемуся тренду расчесывать и раздирать язвы современного российского общества решили экранизировать созидательное, романтическое произведение? Или это работа советского периода?.. Получить ответ на вопрос можно было, нажав кнопку телевизора, но лишь глухой-глухой ночью! Я все же решила ждать этот заветный момент, чтобы посмотреть хотя бы начало кино. И что же? Фильм оказался совсем новеньким – вышел на экраны весной прошлого года. И что сразу зацепило, затронуло, так это величественные и прекрасные виды нашей северной природы.
Насладиться ими в полной мере, вглядеться в судьбы главных героев фильма, сравнивая их с героями книги – все это я смогла сделать лишь спустя какое-то время, опять же случайно натолкнувшись на «Территорию» на одном из «случайных» телеканалов.
Если судить по откликам в Интернете, работа эта режиссера Александра Мельника (был и советский фильм, выпущенный в 1978 году) кому-то в чем-то не понравилась, но преобладает ее положительная оценка, утверждение, что это очень нужный сейчас, полезный фильм. Мне особенно симпатично, что авторы не стали по существующей ныне моде действие романа «осовременивать», «подделывать». Они честно сказали: его герои – не мы, это наши родители. Фильм посвящается матерям и отцам, которые умели ставить перед собой высокие цели и достигать их.
Возвращаясь еще раз к запечатленной в фильме северной природе, могу сказать: при всем своем непонимании, как она таким вот образом «запечатлевается», я отдавала себе отчет в том, что дело это невероятно трудное и дорогое. И потому ждала: кого же будут благодарить за содействие в самых заключительных кадрах? Список помощников оказался невероятно длинный, одних недродобывающих компаний более 20, а еще такие уважаемые ведомства, как Министерство обороны, МЧС. А еще была обозначена «молитвенная поддержка»…
Как я узнала, первый импульс к созданию фильма «Территория» был дан С.К. Шойгу, министром обороны и председателем Русского географического общества. Знал о создании фильма Президент В.В. Путин – ему выражена самая первая благодарность авторов фильма. Не могу сказать, чем конкретно помог Президент, но внимание главы государства само по себе важно. А он не мог не приветствовать эту работу кинематографистов, потому что сам неустанно заботится об освоении и обустройстве русских дальних и сказочно богатых земель, при взгляде на которые у наших «друзей-партнеров» слюнки текут.
Жаль только, что даже власти Президента не хватает на то, чтобы на каком-то из главных телеканалов в удобное для просмотра время прервать бесконечно льющийся поток шоу-скандалов и допустить зрителей на территорию благородных страстей.