Два благородных неаполитанских юноши, которых уехавшие отцы оставили на попечение слуг, влюбились и связали себя с девушками, не годящимися, на взгляд родителей, им в жёны. Отцы, вернувшись, стараются расстроить их отношения, но дела молодых берётся уладить один из слуг – плут Скапен…
Незамысловатый сюжет восходит к греческой комедии аж III века до н.э., а многих персонажей и коллизии Мольер заимствовал у итальянской комедии дель арте, использовав французский вариант имён известных «масок».
Поставил спектакль москвич Дмитрий Изместьев – он был сорежиссёром «Плутней Скапена» в Театре на Малой Бронной (постановщик – худрук театра Сергей Голомазов). Дебют на рязанской сцене можно считать вполне удачным. Действо вышло динамичным и ярким, в нём немало комических аттракционов, хороших актёрских работ, сделанных в гротесковой манере.
В спектакле занято много молодёжи, энергия которой идёт в зал. Студенты филиала Ярославского театрального института выступают не только как бессловесные слуги-дзанни с их пластическими этюдами. Трём из них доверили более ответственные роли. Андрей Руденко играет одного из двух влюблённых. Леандр в его исполнении – юнец, дрожащий перед собственным батюшкой. Руденко поражает зрителей головокружительными акробатическими номерами. Полина Бабаева создаёт образ глупенькой влюблённой Гиацинты, Василий Мануйлов интересен в маленькой роли Карла.
Рядом со студентами работают молодые актёры труппы. Арсений Кудря наделяет своего влюблённого Октава неповторимой комической индивидуальностью. Анна Дёмочкина филигранно ведёт партию умной и взбалмошной Зербинетты. А в заглавной роли, Скапена, – пластичный и энергичный Роман Горбачёв. Интересно наблюдать за повадками его плута – двигателя всего действа (разве что можно совсем чуть-чуть, капельку прибавить наглости и самоуверенности). Роль будто написана для Горбачёва – в ней он проявляет многие свои способности и мастерство. Второго слугу, Сильвестра, «напарника» Скапена, играет Олег Пичурин. В его актёрской биографии это не первый слуга, но здесь артист находит свежие краски. Сильвестр глуп, однако иногда проявляет смекалку, а уж если войдёт в раж…
Мэтры театра драмы Борис Аржанов и Леонид Митник давно перешли на роли отцов и в этом спектакле ищут новую характерность. Пожалуй, более оригинален созданный Аржановым образ Арганта, трясущегося от старости, с дребезжащим голосом. Жеронт в исполнении Митника грубоватый и наивный в чём-то типаж, смешной в проявлениях природной скупости. Эпизодическую роль кормилицы Нерины в ярко гротесковой манере играет Татьяна Петрова.
Увы, музыкальное решение «Плутней» никак не отнести к большим находкам театра. Да, мелодии «забойные», весёлые, но уж больно они напоминают те, что звучат в других комедиях нашей драмы. Номер с современной англоязычной фонограммой совсем выбивается из стилистики спектакля. О сценографии можно сказать только, что она минималистична – задник с фоторепродукцией вида Неаполя и лёгкий арочный мост перед ним.
Словом, если вы, дамы и господа, хотите отдохнуть и развлечься – добро пожаловать на новый спектакль по пьесе французского классика.