Миллиардер Михаил Прохоров осчастливил российский автопром новым автомобильным гибридом, способным ездить на электричестве и газовом топливе. На нем глава группы «Онэксим» собирается въехать в светлое капиталистическое завтра. Непонятно, правда, в каких единицах будет измеряться мощность двигателя электрокара – лошадиных или человеческих.
точка зрения
Михаил Тараскин,
председатель обкома профсоюзов работников жизнеобеспечения Рязанской области:
– Сейчас наше трудовое законодательство соблюдает паритет в защите прав работников и работодателей, но предпринимаются попытки изменить его так, чтобы процентов на 80 трудовое право было на стороне владельцев бизнеса. КЗОТ разрешает совместительство, однако работодатели хотят, чтобы оно приобрело массовый характер. Не думаю, что зарплата возрастет соразмерно увеличенной продолжительности рабочего дня. Ведь производительность будет падать из-за усталости работников.
Михаил Крылов,
председатель регионального отделения «ОПОРЫ России»:
– Если 60-часовая рабочая неделя позволит больше зарабатывать – почему бы нет. Уверен, что есть люди, готовые добровольно нести повышенную нагрузку и получать дополнительные деньги. Главное, чтобы это не превращалось в обязаловку. Однозначно – ущемления прав работников быть не должно.
Александр Сафонов,
заместитель министра здравоохранения и социального развития России:
– По отдельным производствам наличие 60-часовой рабочей недели просто невозможно. Это приведет к колоссальной смертности. Если водитель автобуса будет работать не восемь часов, а 15 или 18 часов, то наступит физическая усталость и он заведет этот автобус не туда, куда нужно.
Геннадий Онищенко,
глава Роспотребнадзора:
– В отдельных категориях профессий это возможно. Другое дело – не должна пострадать результативность. Чтобы была отдача, нужно создать условия. Если мы увеличиваем рабочий день, то мы должны создать условия для плодотворного эффективного труда. Увеличение рабочего дня должно обеспечиваться финансовой компенсацией, а это уже вопросы трудовых отношений, – цитирует Онищенко «Финам.инфо».
Дело в том, что Прохоров, являющийся по совместительству председателем комитета по рынку труда и кадровым стратегиям Российского союза промышленников и предпринимателей, предложил изменить трудовое законодательство и увеличить продолжительность рабочей недели с нынешних 40 до 60 часов. После того, как в обществе начались протесты, в РСПП поспешили успокоить: они совсем не то имели в виду. Увеличение продолжительности рабочего времени до 12 часов будет возможно только после письменного заявления работника, причем норма вводится для его же блага. Сейчас, мол, и так многие работают больше 8 часов в день, не получая доплат за сверхурочные часы.
Поэтому надо узаконить сложившуюся практику на рынке труда и позволить трудиться 12 часов, соразмерно увеличив обычную зарплату.
Предложение, конечно, очень интересное и заманчивое. Оно вообще в русле последних культурных и нравственных тенденций.
Например, определенной части общества пришло в голову стравливать собак на рингах. Назвали это кровавое действо боями и предложили: раз уж у него есть приверженцы, давайте устраивать турниры в разных городах. Еще кто-то предлагает легализовать проституцию или продавать наркотики в аптеках – спрос есть всегда, почему бы не узаконить явление. В случае с поправками в Трудовой кодекс проявилась та же фарисейская логика: если люди работают больше 8 часов, давайте позволим им это делать на законных основаниях. Но не лучше ли заставить работодателей все-таки следовать существующим нормам КЗОТа и оплачивать сверхурочное время по повышенному тарифу? Нет, собственникам предприятий такой подход невыгоден и неудобен. Лучше пусть работают по 12 часов, и тогда вместо трех специалистов можно нанять два, снизив себестоимость продукции и разложив дополнительную прибыль по карманам акционеров.
Удивляет и сильно настораживает та смелость, с которой представители крупного бизнеса делают столь революционные предложения. То ли нутром чуют, что либерализация трудового законодательства не за горами, то ли считают себя элитой общества, у которой есть прирожденное право распоряжаться другими людьми, сиречь вассалами.
Всю прошедшую неделю информационные агентства цитировали политиков и руководителей ведомств, резко негативно воспринявших инициативу комитета РСПП. К примеру, заместитель председателя комитета по труду и социальной политике Госдумы Олег Шеин расценил поправки к Трудовому кодексу как возврат к временам Александра III, когда рабочая неделя была 60 часов. «Мы будем предлагать вернуть право профсоюзам на забастовки», – цитирует заместителя председателя комитета Госдумы РИА «Новости».
Неужели крупные промышленники и в самом деле столь наивны? Неужто верят, что общество проглотит эти нападки на права трудящихся, завоеванные в свое время в митингах, стачках и даже революциях. Нет, инициаторы поправок совсем не глупые люди, они прекрасные политтехнологи. Возврат в царские времена – лишь гипотетическая угроза. А есть опасения куда более реальные – например, полная стагнация страны из-за повышения налогового бремени, нехватки ресурсов для проведения модернизации. Самое время задуматься об ответственности финансово-промышленных групп за положение в экономике, за нашу технологическую отсталость, растущее социальное расслоение. Так ли уж равномерно разделились тяготы кризиса между населением и сверхбогатыми людьми. Судя по тому, что у нас удвоилось количество миллиардеров, нет. И, может быть, более важно сейчас обсудить вопрос введения прогрессивной шкалы налогообложения, внимательно посмотреть, из чего складываются наши бюджетные поступления, чем негодовать по поводу возврата в царские времена? Так что будем помнить: если в одном углу ревут трубы и стучит барабан, в другом, скорее всего, скребутся серые мыши.