В этом году исполняется 100 лет военно-воздушным силам Военно-морского флота. В довоенный период, когда вся страна следила за судьбой челюскинцев, морские летчики приняли активное участие в спасении полярных исследователей. В годы Великой Отечественной войны летчики морской авиации совершили немало ярких подвигов. В 1941-м именно они нанесли первый бомбовый удар по Берлину, показав тем самым уязвимость гитлеровской столицы. Морская авиация дала стране первых Героев Советского Союза. Особую гордость военные моряки испытывают за летчика-североморца Юрия Алексеевича Гагарина, первым проложившего путь человечества в космос.
Сказать точно, сколько рязанцев служили и служат в военно-воздушных силах Военно-морского флота, невозможно. Военные комиссариаты указывают примерное количество – порядка 400 человек. Тем не менее есть необходимость назвать нескольких ныне здравствующих ветеранов. Анатолий Павлович Лисин во время Великой Отечественной войны служил матросом в войсковой части Тихоокеанского флота, где находилась зона противостояния СССР и Японии. Здесь в августе-сентябре 1945 года развернулась военно-морская кампания по разгрому милитаристской Японии. Ответственность и круглосуточное напряжение сил по обеспечению готовности воздушных экипажей выработали в характере Лисина дисциплинированность и силу воли. «Без морской закалки, сейчас я твердо знаю, не получилось бы в моей судьбе того, его достиг», – признался ветеран во время нашей доверительной встречи в период лечения в госпитале ветеранов.
Майор в отставке Константин Иванович Гармаш служил в летном полку морской авиации в городе Ейске. Показателен его жизненный путь: родился в Керчи, учился на Белгородечине, а потом – снова Керчь. Затем учеба в авиатехническом военном летном училище в городе Вольске в 140 километрах выше по Волге от Саратова. Здесь следует сделать небольшое отступление. Отряд морских летчиков в 1915 году с Балтики перебазировался под Саратов, а в скором времени переместился в Ейск на Азовское море. Получается, лейтенант Гармаш последовал тем же курсом. Атмосфера службы в Ейске и Таганроге была особенная. До выхода на пенсию Гармаш работал на заводе по обеспечению армейской авиации техникой. Бок о бок служил с космонавтом Владимиром Джанибековым. Сегодня Константин Иванович Гармаш занимается общественной работой и является заместителем председателя областного комитета ветеранов ВМФ.
Одного поколения с майором Гармашем известный в Рязани бывший моряк, служивший в военно-воздушных силах Балтийского флота Василий Егорович Мартишин. По-прежнему он верен флоту и без бескозырки с надписью «Балтийский флот» себя не мыслит.
«Сорок месяцев отдал службе Родине. Флотские обычаи проросли в моих генах: родился в селе Шумашь под Рязанью. Весной половодье вокруг. Красота неописуемая», – говорит Василий Егорович.
Полк истребительной морской авиации, где служил Мартишин, базировался под Калининградом. После окончания радиотехнической школы он направлен был в этот полк оператором радиолокационного наведения. Мартишин следил за воздушной обстановкой над морем и побережьем Балтики, оповещал командование о появлении воздушных нарушителей.
Воспоминания Мартишина о службе на Балтике ярки и образны, словно это было только вчера. Сегодня у него собралась уже увесистая папка публикаций о моряках всех родов войск.
Балтийский, Черноморский, Северный и Тихоокеанский флота и сегодня стоят на страже водных границ России. В составе каждого из флотов – подводный флот, надводный, военно-воздушные силы, пограничники и морские пехотинцы. Сегодня, когда патриотизм объявлен национальной идеей, есть необходимость морякам всех родов и войск ВМФ объединить усилия и передать традиции флота подрастающему поколению. Тем более в Рязани есть парк Морской славы, символически объединяющий всех тех, чья жизнь связна с ВМФ.
Дмитрий Патрушев,
ветеран Военно-морского флота, член Союза журналистов России