00:54 МСК
Суббота
16 / 08 / 2025
1441

Дела судебные

Новые задачи и реалии в жизни третьей власти

В последнее время в сфере российского правосудия происходит немало значимых изменений. Любые новации в этой системе сразу становятся предметом пристального внимания политиков, юристов, всего общества. И это закономерно, ведь от состояния судебной системы во многом зависит самочувствие граждан, их уверенность в том, что их права не будут нарушены, а в случае нарушения – обязательно восстановлены. Строго говоря, в состоянии реформирования российская судебная система находится с 1991 года. О том, в каком направлении продолжается судебная реформа сегодня, о новых задачах и новых реалиях в жизни российских судов корреспонденту «РВ» рассказала председатель Рязанского областного суда Елена Владимировна САПУНОВА.

Р.В. – Елена Владимировна, по каким направлениям происходит сегодня реформирование судебной системы в нашей стране?

Е.С. – Кто-то из председателей верховных судов зарубежных стран сказал, что отношение государства к закону проявляется в его отношении к судам. Действительно, то, на каком уровне развития находится судебная система, видно по тем законам, которые принимаются для того, чтобы она функционировала, по тому, как обеспечен доступ граждан к правосудию, насколько оно открыто и прозрачно, как реализуется принцип независимости и объективности при вынесении судебных решений. Все, что я назвала, и является основными направлениями развития судебной системы нашего государства. Она постоянно совершенствуется, и это важно.

Р.В. – Это обобщенно сформулированные принципы. А в каких конкретных решениях они реализованы в последние годы?

Е.С. – Приоритетные направления реформирования судебной системы определяются раз в четыре года на Всероссийском съезде судей. С 2012 года, когда прошел последний съезд, многие из поставленных на нем вопросов были в определенной степени решены: внесены изменения в процессуальное законодательство, законодательство о судебной системе. В свое время много говорили об объединении Верховного и Высшего арбитражного судов – это тоже один из результатов реформирования. После съезда, в декабре 2012 года, была принята очередная федеральная целевая программа «Развитие судебной системы России на 2013-2020 годы». Для нас значимо, что в этой программе отдельным пунктом обозначено строительство нового здания Рязанского областного суда и зданий районных судов в Спасском и Сараевском районах.

Р.В. – Не могу не спросить, на каком этапе сегодня находится этот процесс.

Е.С. – По программе здание Рязанского областного суда должно быть построено к 2020 году. В настоящее время организация, выигравшая конкурс, занимается его проектированием. Здание будет построено на площадке у стадиона ЦСК. Мы работаем над этим проектом очень серьезно, хочется спроектировать здание, отвечающее всем современным требованиям, начиная с залов судебных заседаний и заканчивая помещениями для приема граждан, которые приходят в суд. Нынешнему зданию, в котором размещается Рязанский областной суд, в этом году исполняется 110 лет, оно тоже строилось специально для судебной системы, но изначально было рассчитано совсем на другую нагрузку. Сегодня в областном суде – 52 судьи, более 110 человек аппарата, мы работаем в сильно стесненных условиях.

Р.В. – В конце июня Владимир Путин подписал закон о расширении применения института присяжных заседателей. По новым нормам, он будет применяться не только в областных судах, но и в районных и военных, расширена и категория дел, подсудная суду присяжных. Какие трудности могут возникнуть при реализации этих требований?

Е.С. – Конечно, потребуется соответствующее дополнительное обучение судей районных судов, которые не работали с присяжными. Но судьи-то обучатся – если закон принят, мы обязаны его исполнять. Проблема, скорее, возникнет с формированием скамьи присяжных. Важно, чтобы граждане, включенные путем случайной выборки в списки присяжных заседателей, приходили в суды и принимали участие в судебных заседаниях. Но что такое быть присяжным? Это значит на какой-то период прекратить обычную трудовую деятельность и выполнять свои обязанности в суде, да и по личностным качествам не всякий человек готов быть судьей над другим человеком. Но если уж мы ратуем за демократическое общество, считая, что народ должен активно участвовать в отправлении правосудия, надо, чтобы и сами граждане подходили к обязанности быть присяжными заседателями с большой ответственностью.

Ну, а самая главная трудность, на мой взгляд, связана с материально-техническими возможностями судов. Чтобы не быть голословной, сошлюсь на информацию, подготовленную Судебным департаментом при Верховном суде РФ о возможности оборудования в районных и военных судах залов судебных заседаний для рассмотрения уголовных дел с участием присяжных. Это специальные залы, где, помимо одного судьи или трех судей, как сейчас, должны разместиться еще шесть присяжных. Для них должна быть оборудована совещательная комната, совмещенная с залом судебного заседания, должны быть комнаты для кандидатов в присяжные. По предварительным подсчетам, на это потребуется площадь не менее 72 квадратных метров. На сегодняшний день здания только около двухсот районных судов по всей России, что составляет менее девяти процентов от их общего числа, отвечают этим требованиям. Переоборудование залов потребует соответствующих расходов из федерального бюджета. Это очень затратные и сложные вещи, но делать их придется.

Р.В. – Давно идет разговор о декриминализации отдельных статей Уголовного кодекса, не представляющих большой общественной опасности. Эта инициатива вызвала очень неоднозначную реакцию в обществе. По каким направлениям наказание все-таки будет смягчено?

Е.С. – В последнее время внесены изменения в Уголовный кодекс и Кодекс об административных правонарушениях, в соответствии с которыми хищение чужого имущества на сумму не более 1000 рублей является мелким и влечет за собой административную ответственность. Впрочем, если мелкое хищение совершается повторно, оно переходит в категорию уголовных преступлений и, соответственно, влечет за собой уголовную ответственность.

Среди других обсуждаемых обществом изменений – декриминализация уклонения от уплаты алиментов не только в отношении несовершеннолетних детей, но и нетрудоспособных родителей. Звучали мнения, что неправильно исключить эту статью из Уголовного кодекса, потому что она касается наименее защищенных категорий граждан. Но законодатели пошли по другому пути, предусмотрев, что уголовная ответственность будет наступать, только если действие совершено неоднократно, когда лицо уже привлекалось к административной ответственности за неуплату алиментов.

Много говорилось о декриминализации побоев. Речь идет опять-таки о декриминализации частичной. Под действие уголовного закона будут подпадать нанесение побоев внутри семьи близким родственникам, перечень которых определен законом, побои из хулиганских побуждений, по мотивам политической, идеологической, расовой, национальной или религиозной ненависти или вражды либо по мотивам ненависти или вражды в отношении какой-либо социальной группы. В других случаях нанесения побоев, скажем, если два соседа побили друг друга, но без причинения телесных повреждений, они будут считаться административным правонарушением. Однако при повторном нанесении побоев наступит уголовная ответственность.

Р.В. – Что делается сегодня для повышения открытости работы судов?

Е.С. – Постепенно идет формирование единого информационного пространства всех судов, внедрение электронного правосудия. Этот процесс достаточно длительный. В Рязанской области первые элементы электронного правосудия появились еще в 2006 году в Советском районном суде – в компьютеры стала вноситься информация о поступивших делах. Тогда же появились сайты судов. Сегодня электронная система ГАС «Правосудие» предоставляет возможность всем заинтересованным гражданам познакомиться с движением дел, узнать результаты их рассмотрения. Правда, в соответствии с требованиями законодательства, судебные решения, выложенные в системе, обезличены, в них не указано полных имен участников судебного разбирательства, других данных, которые относятся к персональным.

Дальнейшее развитие электронного правосудия предполагает целый комплекс юридических и технических аспектов. Недавно я была на научно-практической конференции в Белгороде. Этот регион выступает в роли пилотного субъекта, где апробируются новые информационные технологии. Коллеги демонстрировали нам, каким образом дела в электронном виде поступают в суд, назначаются судебные заседания, вызываются стороны путем извещения по электронной почте. Мало того, суды Белгорода начинают размещать на своих сайтах трансляцию отдельных судебных процессов. Конечно, это модель будущего, но нельзя сказать, что слишком далекого. Ведь всего несколько лет назад со стороны судов прозвучало предложение об оповещении сторон о судебных заседаниях с помощью смс-сообщений, а сегодня это нововведение с успехом применяется на практике.

Р.В. – В связи с развитием электронного правосудия возникает вопрос: каким образом выстроить баланс между интересом общества, журналистов к работе суда и правом граждан на неприкосновенность частной жизни?

Е.С. – Проблема, действительно, есть. С одной стороны, принцип открытости судебных заседаний существует у нас еще со времен Советского Союза, за исключением специально оговоренных случаев, когда речь идет, например, о государственной тайне, усыновлении детей, половой неприкосновенности личности. Но с другой стороны, этот хороший принцип не должен нарушать право человека на личную и семейную тайну. Есть хорошее выражение: права одного человека заканчиваются там, где начинаются права другого. Еще десять лет назад, когда только вводилась электронная картотека, у судей интересовались: как они отнесутся к тому, что судебные решения будут размещаться в Интернете? Мы отвечали, что никакой проблемы не видим, это будет только дисциплинировать судей, заставит более ответственно относиться к составлению судебного решения, другое дело – как к такой публичности отнесутся сами участники процесса. Прошло десять лет – и к нам стали поступать заявления от граждан, в отношении которых были вынесены судебные решения, о том, что они не согласны с тем, что эти сведения размещены на сайтах судов. А ведь это происходит в автоматическом режиме, в соответствии с требованиями Федерального закона «Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации». И даже если дело прекращено производством или судимость давно погашена, фамилия человека на сайте суда все-таки остается. Это может для него, скажем, стать препятствием при устройстве на работу. Здесь есть о чем подумать. Это очень тонкая сфера, которая должна учитываться и при разработке новых законов, и при развитии электронного судопроизводства.

Р.В. – Какие темы будут обсуждаться на предстоящем в декабре 2016 года очередном Всероссийском съезде судей?

Е.С. – Вопросов множество: это развитие электронного правосудия, укрепление кадрового состава судебной системы, совершенствование деятельности администраторов судов, финансирование деятельности мировых судей и многие другие. Крайне важная тема – упрощение судебных процедур и расширение института досудебного рассмотрения споров. Последний сегодня успешно применяется, например, при взыскании налоговых платежей. А буквально на днях Верховный суд России предложил ввести практику досудебного урегулирования споров по ОСАГО между страховыми компаниями из-за большого количества таких дел. Для Рязанской области такая ситуация тоже характерна. Нагрузка на суды с каждым годом растет, и развитие досудебного порядка рассмотрения споров помогло бы ее оптимизировать.

Статья опубликована в газете Рязанские ведомости в номере 130 (5171) от 21 июля 2016 года
Подписывайтесь на нашу группу ВКонтакте, чтобы быть в курсе всех важных событий.

Ранее по теме:

Рожденные искать

Постоянным местом отдыха детей работников предприятия «Водоканал г. Рязани» стал оздоровительный лагерь «Звездный»

В этом году в Рязанской области жилищные условия уже улучшила 81 сельская семья

Лечение, диагностика, консультации
По материалам официального сайта Правительства области
Жильцов оставили без крыши
ОНФ взял на контроль завершение ремонта в доме в центре Рязани
Читайте в этом номере: