Допускаю, что с той стороны прилавка все видится в несколько ином свете. Кражи из супермаркетов – это теперь особый вид спорта. Тащат все, что можно засунуть под одежду, даже живую рыбу. Одну покупательницу поймали в «Ашане» лишь благодаря тому, что украденный живой осетр под курткой начал бить хвостом.
Охранник у входа, конечно, не защищает полностью от «майоров Евсюковых», но ему по силам своим видом приглушить агрессивный настрой посетителей магазинов, офисов и всяких контор. Сегодня «разборки» возникают буквально на пустом месте. Думаю, каждый из нас был свидетелем безобразных сцен выяснения отношений. И мне кажется, что таких случаев становится все больше. Хлопнул дверью маршрутки – и неизвестно, вернешься ли домой без телесных повреждений. В Рязани был случай, когда водитель «Газели» с помощь кулаков учил пассажира правильно выходить из салона.
Почему воздух наэлектризован агрессией? Почему без охранника у нас нигде нельзя? Расщепление атома высвобождает убийственную энергию. Может быть, расщепление личности выбрасывает столько же мегатонн агрессии?
Нет ничего удивительно в том, что личности раздваиваются в обстановке двойных стандартов и двойной морали, когда говорится одно, а делается другое. Чувство собственного достоинства – инстинкт не слабее сексуального, и когда достоинство постоянно попирают, слишком высока тяга восстановить его любым возможным способом, пусть даже за счет более слабых. У нас любят покупателя, но следят за каждым его движением. У нас иной высокопоставленный политик – горой за Отечество, но дети его почему-то живут в Лондоне. Мы хотим спасти людей от лудомании, чтобы они не проигрывали пенсии и квартиры в игровых клубах, только клубы почему-то продолжают призывно сверкать огнями. Как же со всем этим жить и без скандала покупать сосиски? Нет, охранник у нас в обществе не просто цербер. Это барометр социальной погоды. По их количеству можно судить о степени всеобщего лукавства.
Как же избежать агрессии, когда людям постоянно приходится кривить душой. Огромное количество работающих трудятся через силу, мечтая вырваться из служебного рабства, убежать от нищенских зарплат, из невыносимых условий в коллективе. Так, согласно исследованиям портала Superjob.ru, каждый пятый россиянин (20%) раз в неделю подумывает о подаче заявления «по собственному желанию». Десятая часть опрошенных работников (10%) размышляет об увольнении каждодневно, а еще 11% – по нескольку раз в день.
Женщины задумываются об уходе с нынешнего места работы чаще мужчин. Кроме того, среди тех, кто обдумывает свое увольнение по нескольку раз в день, преобладают россияне с невысокими доходами – до 20 тыс. рублей в месяц (17%).
Если спрессовывать все это годами – достаточно одной искры, чтобы гремучая смесь взорвалась. Только ударная волна поражает нас самих, и прежде всего – наиболее социально незащищенных.
Двойные стандарты начинаются не в социальных институтах, а в головах. С комфортного соглашательства, с подавления собственного мнения.
Мы сами своей боязнью обставляем себя охранниками. И все они – внутренние и внешние потом работают против нас.