Для начала две цитаты людей с определенным статусом. Первая: «Виртуальные существа из игры «Покемон Го» помогут привлечь избирателей на голосование», – считает один из депутатов заксобрания Ленинградской области, предложивший организовать на участках ловлю покемонов, чтобы стимулировать граждан прийти на выборы. И вторая: «Ощущение, что дьявол пришел через этот механизм и пытается просто развалить нас изнутри духовно».
Итак, почему вдруг покемоны, мультяшные японские монстры, продолжающие культурные традиции синтоистских верований в лесных духов, вдруг захватили весь мир? Может, ответ кроется еще в одной цитате: «А вы знаете, я на совещании в ЦБ случайно поймал покемона. Мне сказали, чем ты занимаешься: несерьезным делом». На упрек в несерьезности участник совещания ответил, что разработчик «Покемон Го» – компания «Ниндендо» – «заработала за неделю больше денег, чем вы (Банк России) печатаете за год».
В общем, как видно, история о покемонах – это рассказ про успех и зависть. В 90-е годы дети моего поколения готовы были действительно все отдать за продукцию известной японской игровой фирмы. Покемоны существовали уже тогда, но их создатель, Сатоси Тадзири, мечтал о большем. Он хотел создать самую лучшую в мире игру про коллекционирование. Пришлось ждать годы, когда появится технология виртуальной реальности и персональные смартфоны. А ажиотаж во всем мире игра вызвала тем, что раньше ничего такого не было. Это первая компьютерная игра, которая требует не сидения за монитором, а постоянных путешествий и физических нагрузок.
Особенностью «Покемон Го» является наложение виртуальных образов на изображение реального мира. Игра побуждает путешествовать по улицам для поисков покемонов, выходить из дома и общаться с другими игроками. Тем самым, по идее, преодолеваются распространенные проблемы молодежи: сидячий образ жизни и асоциальность в реальном мире. Игра предлагает игрокам выступить в роли тренеров покемонов, которых нужно ловить и тренировать для дальнейших сражений с покемонами других тренеров. В реальном мире невидимых без смартфона с камерой покемонов «расставляет» специальная программа и привязывает анимированные фигурки к конкретному месту. Покемоны могут оказаться где угодно. Их надо обнаружить при помощи программы геолокации, затем навести камеру на покемона, которого видите только вы (ну и еще другие такие же посвященные), поймать монстра и поместить в свою коллекцию, и после этого вы молодец. Ну не чудо ли? Главным среди покемонов является знаменитый Пикачу. То ли белка, то ли не пойми что. Остальные покемоны ему под стать.
Среди законодателей (и не только российских) появилась инициатива законодательно запретить ловить (и расставлять) виртуальных покемонов на территории церквей и монастырей. Предлагают убрать воображаемых существ из храмов. Есть, над чем задуматься. А в Питере недавно за поимку покемона в синагоге счастливому прихожанину подарили бутылку кошерного вина.
Вообще, как любят говорить на российских авиазаводах: «Все новое, – это глубоко модернизированное старое». Все эти покемоны – не более чем просто реинкарнация почти забытого вида спорта под названием «охота на лис». Надо было бегать по лесу с радиопеленгатором и искать источник сигнала. Соревнования имели военно-прикладной характер. Так что, может, тех, несуществующих в реальности «лис», которые деды не выловили, внуки теперь покемонами наверстают? Главное, голову на плечах иметь и технику безопасности соблюдать.