Миновав светофор, автобус набирает скорость, и за окошком вновь одно за другим сменяют друг друга здания; двухэтажное – музыкальная школа, основательное, с большой исторической биографией здание областной администрации, художественного училища с мемориальными досками на фасаде, а вот уже и школа №7, и снова остановка… По времени – несколько минут, а для памяти огромный временной отрезок, который неотделим от моей жизни. И сколько бы раз ни проезжала я мимо них, невольно память уносит в детство, юность…
Это сейчас здесь музыкальная школа, а шестьдесят лет назад я первый раз, с замиранием сердца вошла в дверь здания, вернее, части здания, на углу улиц Свободы и Ленина, поднялась вместе с одноклассниками по лестнице и подала контролеру скромный билет на детский спектакль: сказку «Два клена». Интересна человеческая память: как-то избранно она оставляет воспоминания, но до сих пор помню эту сцену с декорациями: кленами, шелестящими листочками, оказавшимися заколдованными детьми, тишину в зале, изредка прерывающуюся искренними детскими возгласами желающих помочь героям сказки, а по окончании спектакля один и тот же повторяющийся вопрос к учителю: «А когда еще пойдем в театр?»
Театр сразу вошел в нашу жизнь. И не только потому, что не было тогда модных сейчас смартфонов, компьютеров, а голубые экраны только-только загорались в квартирах рязанцев. Театр оглушил нас своей магией, новым, удивительным миром. Здесь многие из нас впервые приобщились к искусству, узнали, почувствовали радость сопереживания и в какой-то степени проходили школу гражданских, нравственных чувств. Мы шли сюда и на новые спектакли, и на новогодние елки, мы не замечали скромных размеров сцены, зрительного зала молодого театра юного зрителя, ведь в то время он был не намного старше нас: всего лишь 18 лет прошло со дня его основания.
Для нашего города настоящим культурным событием стало открытие театра в декабре 1937 года. Но своего помещения он не имел. Созданный на основе московского передвижного театра коллектив, возглавляемый учеником К.С. Станиславского режиссером В.В. Тезавровским, вынужден был выступать на «чужих» сценах: городского театра, гарнизонного клуба. Прошло время, прежде чем театр наконец-то справил новоселье в том самом двухэтажном здании, которое стало таким популярным местом для рязанской детворы.
Но мы знать не знали о проблемах театра, как и о том, что в этом здании до революции семнадцатого года был клуб всесословного собрания, кинотеатр «Иллюзион», а в тридцатые годы – один из профсоюзных клубов, на сцене которого выступали самодеятельные коллективы. Это был наш дом, дом юных зрителей. С ним мы взрослели, здесь находили ответы на волнующие вопросы. Нас привлекали уже не постановки сказок, а спектакли по произведениям Гайдара, Гольдони, Островского, современных драматургов. Были очень горды, когда участвовали в общегородских зрительских конференциях, посвященных работе театра. Запомнились и встречи с артистами, драматургами в театре. В архиве журналистки Е.М. Карпельцевой, работавшей в отделе культуры областной газеты, я обнаружила фотографию одной из таких встреч с драматургом Т.А. Габбе (см. снимок).
Конечно, по своей молодости, по незнанию мы не отдавали должное режиссерам. А с ними коллективу везло. Во многом именно им новый театр был обязан своей популярностью: А.В. Гореву, Е. Феодорити, В.А. Иванову, А.С. Верховскому, Л. Соболевой, П. Индыкул, Л. Дашковскому. Зато мы искренне, преданно любили актеров.
У многих из нас были свои любимые. У меня – Иван Федорович Екатериничев. По современным меркам чисто внешне Ивана Федоровича трудно назвать супергероем. Но для меня он был героем. Роли, которые ему довелось сыграть, были очень разнообразными, разнохарактерными. Он наполнял их своим обаянием, оптимизмом, а отрицательные персонажи в его исполнении поражали глубиной, правдивостью.
Справедливости ради скажу, что этот актер покорил не только меня, ведь он всю свою жизнь связал с детским театром, а она у него была долгая и очень творческая. 39 лет проработал этот актер в ТЮЗе, сыграл, как он сам писал в своей автобиографии, более 200 ролей. И о каком бы периоде истории театра юного зрителя ни вспоминать, обязательно это имя будет произнесено. Из воспоминаний Е.М. Карпельцевой знаю, что в квартире актера была целая книжная полка, заполненная почетными грамотами, памятными адресами, дипломами. И среди них грамота, которой Рязанский гороно наградил «тов. Екатериничева Ивана Федоровича – любимого артиста детей города Рязани». Причем этим словам предшествовал опрос общественного мнения в школах города. А затем артисту было присуждено звание лауреата премии областной комсомольской организации. И это звание было для Ивана Федоровича не менее почетным, нежели звание заслуженного артиста РСФСР, медаль «За трудовую доблесть», которых он был позже удостоен.
А сколько было радости и гордости, когда в титрах кинофильмов «Белый Бим – Черное ухо», «Ветер странствий», «Полет с космонавтами» и других появлялось имя рязанского актера И.Ф. Екатериничева...
…Прошло четверть века с того дня, когда театр юного зрителя стал Театром для детей и молодежи, а проще – Театром на Соборной. История его хранит немало интереснейших страниц. А в оставленном им в 1962 году здании зазвучала музыка: ученики музыкальной школы стали его полновластными хозяевами.
Ирина Бушуева