В газете «Рязанская жизнь» 30 декабря 1916 года было опубликовано письмо в редакцию «О памятнике Я.П. Полонскому». Думаю, оно будет интересно читателям и сегодня, 100 лет спустя, поэтому воспроизвожу его полностью.
«Милостивый государь, г. Редактор!
С чувством глубокого удовлетворения и искренней благодарности прочли мы, семья поэта Я.П. Полонского, в вашей уважаемой газете от 18 октября с. г. в статье В. Чарова о возникшей в г. Рязани, родине и месте упокоения моего отца, могилы, мысли о постановке ему памятника к столетию со дня рождения его.
Не нашли бы вы возможность не отказать сообщить мне, возникал ли этот вопрос в Рязанской Гор. Думе и пришла ли она к какому-нибудь по этому поводу решению, так как существующий в Петрограде кружок им. Я.П. Полонского охотно внес бы на эту цель свою посильную и скромную лепту, которая послужила бы начинанием в этом деле. В период по окончании войны, кружок этот мог бы устроить концерт на усиление фонда на памятник.
Вместе с тем считаю своим долгом обратить Ваше внимание на то, что отец мой родился 6 декабря 1819 года, а не в 1820, как это ошибочно указано г. Чаровым и как это ошибочно отмечают почти во всех биографиях отца. Ошибка эта очевидно возникла ввиду того, что отец мой долго сам заблуждался в годе своего рождения, пока он не был обнаружен по метрической записи.
Прошу вас принять и передать горячую благодарность за появление на страницах вашей газеты прочувствованной статьи об отце и буду ждать вашего любезного ответа.
Примите уверения в совершенном почтении и преданности.
Б. Полонский.
Адрес: Петроград, Владимирский проспект, д. 13, Борису Яковлевичу Полонскому».
Письмо сопровождается комментарием, который тоже интересен:
«От редакции.
Ввиду общественного интереса письма сына знаменитого нашего рязанца-поэта Б.Я. Полонского мы печатаем его в газете. Вместе с тем ввиду того же соображения и ответ на письмо его даем здесь же, в газете.
В рязанской гордуме, несмотря на то, что до дня рождения нашего земляка – поэта Я.П. Полонского осталось всего три года, вопрос об увековечении его памяти до сих пор не поднимался.
Больно и обидно за рязанцев, что город их в культурном отношении все еще продолжает тащиться в хвосте более просвещенных городов русских.
Не мешало бы энергичному городскому голове И.А. Антонову и в этом отношении дать своей личной инициативой толчок этому делу, как он дал толчок в разрешении продовольствен- ного вопроса.
Поэт Я.П. Полонский давно уже заслужил признательность не только своих отсталых земляков-рязанцев, но и всей России.
На помощь Рязани, как видно и из письма Б.Я. Полонского, в этом отношении придут и откликнутся многие общественные и литературные организации России, многие города и земства. Но важен первый шаг, который в этом отношении должен сделать именно родной город, гордящийся памятью великого поэта».
* * *
Достойна новой публикации с некоторыми сокращениями и статья, вызвавшая восхищение младшего сына поэта Бориса Полонского, которая стала причиной направления им благодарственного письма в редакцию газеты «Рязанская жизнь». Она опубликована 18 октября 1916 года под рубрикой «Рязанские отклики». Автор – журналист Леонид Федорченко, публиковавшийся в «Рязанской жизни» под псевдонимом Чаров, в этой статье под названием «Я.П. Полонский и наш город», писал:
«Я.П. Полонского, нашего земляка, знает давно вся Россия. Многие из его лирических стихотворений превратились в народные песни. И душа поэта была всегда связана с Рязанью неуловимыми духовными нитями, которые всегда крепче материальных уз. И Рязань может гордиться, что она дала России такого своего сына, как поэт Я.П. Полонский.
И не знать Полонского, не почитать его всякому рязанцу стыдно. Конечно, это не относится к Салтыковым… Ибо в 1908 году, в год первого десятилетия со дня смерти, когда в городской думе поднимался вопрос о чествовании нашего поэта утверждением городской стипендии в одном из учебных заведений города, гласный Салтыков без всякой церемонии брякнул: «А кто такой этот самый Полонский, что он сделал такого, чтобы мы выбрасывали в память его городские денежки?»
Не выдержала душа умного старого Родзевича, бывшего в то время городским головой, и он, обращаясь к Салтыкову, так отчитал его: «Вот что, Иван Андреич, то, что сделал Полонский, ни я, ни ты, ни мы все вместе никогда не в состоянии будем сделать!» Прикусил свой деревянный язык Салтыков.
Сегодня как раз день 18-летней годовщины смерти Я.П. Полонского, а через четыре года исполнится сто лет со дня рождения поэта. Как смотрит на великого земляка нынешнее городское самоуправление?
Другие города, как Симбирск, не так чествовали своего великого земляка И.А. Гончарова, не так чествовал Орел И.С. Тургенева, Пенза – М.Ю. Лермонтова и т. д. Там ставились великим землякам памятники, там учреждали разные просветительские заведения для народа, увековечивая их имена в потомстве вещественным способом.
Конечно, сам Полонский воздвиг себе «памятник нерукотворный» в тех произведениях, которыми зачитывается Россия, но хоть маленький эквивалент нужен творцу их и со стороны «признательных» ему соотчичей.
И этот вопрос напрашивается сам собой, несмотря на военное время. Осталось немного времени, всего четыре года, и теперь городское самоуправление смогло бы уже начать кое-какие подготовительные шаги.
Оно могло бы открыть подписку всероссийскую на памятник родному поэту, привлечь к делу скульпторов, которые бы составили модель будущего памятника.
Но мало того. Одним памятником поэту, который мы рекомендуем поставить в одной из лучших аллей городского сада, именно вблизи того места, где находится гимназический пансион. нельзя ограничиться.
Четыре года не такой уж большой срок. Следует городскому самоуправлению в этом же году сделать первые шаги на пути увековечивания памяти поэта. Пора!»
Остается только сожалеть о том, что и по сей день статья журналиста 100-летней давности остается для Рязани актуальной. Памятника Я.П. Полонскому нет в городе и сегодня.
* * *
Младший сын поэта, Борис Яковлевич, родился в 1875 году в Петербурге и умер там же в 1923 году. Он работал банковским служащим и был одним из организаторов кружка имени своего отца Якова Петровича Полонского.
«Собирались выпить чая, закусить и прослушать всегда интересную программу, над составлением которой усердно работал милейший Борис Яковлевич», – вспоминает постоянный посетитель кружка и литератор князь Владимир Барятинский.
О самом кружке имени Я.П. Полонского и «пятницах» Полонского я рассказываю в отдельной статье.
Марк Мухаревский