В своем Послании Федеральному Собранию РФ Дмитрий Медведев призвал расширить практику общественного обсуждения законопроектов. Недавно общественную экспертизу прошел проект закона «О полиции», и теперь любой желающий может оставить свои комментарии на сайте к статьям Федерального закона «Об образовании».
точка зрения
Марина Денисова,
председатель совета директоров ссузов Рязанской области:
– Сказать по правде, я не очень-то верю в публичное обсуждение законопроектов. Не знаю, будет ли толк в этот раз. Хорошо видно, что наше образование подстраивается под западную модель. Там колледжи дают практикоориетированное высшее образование, а университеты готовят научные кадры. Но база наших колледжей до вузов недотягивает, таких колледжей, готовящих бакалавров, будет совсем немного. Думаю, начальное профессиональное образование войдет в сферу компетенции СПО. Существующие ссузы статус колледжа, наверное, не получат, они станут техникумами, которые займутся подготовкой рабочих и специалистов среднего звена.
Александра Фетисова,
директор школы интенсивного обучения и развития, г.Рязань:
– Свои предложения по проекту закона мы еще не делали, но обязательно оставим их на сайте. Что волнует меня как директора негосударственного образовательного учреждения? Раньше, после прохождения аккредитации, мы получали право на бюджетное финансирование и плата с родителей бралась очень минимальная. После того, как была убрана соответствующая статья из ныне действующего закона, государственная поддержка частных школ практически прекратилась. Моё предложение – снова уравнять в правах государственное и негосударственное образование. Мы получаем небольшую бюджетную помощь за участие в программах, но это – мизер. Средств не хватает ни на что. Вот у меня сейчас сидит мама нашего ученика Ярослава Качаева. Талантливый ребенок, кстати, инвалид, написал блестящую научную работу по биологии. Ему пришел вызов из Москвы на конкурс «Первые шаги в науку», не можем найти 19 тыс. рублей, чтобы его аккредитовать.
На мой взгляд, негосударственным учебным заведениям по закону необходимо дать возможность приватизировать свои здания. Есть спонсоры, готовые отделать классы, построить спортивный зал, но они хотят быть уверенными, что их деньги принесут желаемую отдачу.
Андрей Фурсенко,
министр образования и науки РФ:
– «Существующее законодательство об образовании является весьма противоречивым и устаревшим, требуется принятие нового документа, в котором будут чётко прописаны права и обязанности детей, родителей, учителей, гарантии бесплатности образования и доступности качественного образования. Это обеспечит открытость системы образования в интересах каждого гражданина и общества в целом».
За наделю поступило порядка тысячи отзывов и предложений. Их число заметно увеличивается с каждым днем – слишком высока значимость документа, затрагивающего интересы всего населения страны. Новации предложены существенные.
Огромные изменения претерпит структура начального, среднего и высшего профессионального образования. ПТУ предлагается убрать вообще, вместо них должны появиться центры профессиональных квалификаций. Само слово «центр» многих немного настораживает, отсылает к логическому ряду «Центр красоты», «Центр моды», «Центр юношеского творчества». Педагоги опасаются, как бы начальное профессиональное образование в стране вообще не исчезло как вид.
Специалистов со средним профессиональным образованием начнут готовить вузы – им предоставляется такое право. Вузами также станут колледжи, многие из которых когда-то назывались техникумами. Теперь они будут выпускать бакалавров по техническим и прикладным специальностям.
Старое доброе название «институт» вернется к нам снова. Он будет кузницей бакалавров и специалистов, а классический университет сможет готовить также магистров и аспирантов. Появится к университетам еще одно требование – обязательно и всерьез заниматься наукой. Если научные достижения сомнительны, то с университетским статусом, скорее всего, придется расставаться. Академии из системы высшей школы убираются вообще. По всей видимости, они займутся дополнительным образованием.
Пока неясно, смогут ли вузы готовить рабочие кадры, тех же станочников, у них нет для этого соответствующей базы. Да и колледж под маркой вуза выглядит странно. Может быть, все дело в привычке?
Одно из предложений авторов закона – значительно сократить перечень льгот при поступлении в вуз, оставив их только инвалидам, сиротам и некоторым другим категориям. Обычные абитуриенты давно жалуются, что огромное количество бюджетных мест достается людям со всевозможными социальными корочками. Добываются льготы во многих случаях проще, чем хорошие, крепкие знания.
Частные образовательные учреждения смогут претендовать на свою долю государственного финансирования наравне с государственными. Разработка нормативов остается за Правительством РФ.
Обсуждение законопроекта в Интернете – прекрасная возможность для социологов изучать общественное мнение. А что волнует людей в области образования? В первые дни на сайте больше всего выкладывалось предложений по материальному обеспечению учителей и студентов, содержанию обучения. Люди предлагают оплачивать труд преподавателя, учитывая всё его рабочее время, а не только учебную нагрузку. Еще – поднять стипендию аспиранта до уровня выше прожиточного минимума в том регионе, где он учится. Выплачивать обычные студенческие стипендии вне зависимости от того, какой вуз – частный или государственный. Ввести норму труда учителя – 18 уроков в неделю, остальное расценивать как переработку и оплачивать в двойном размере. Зафиксировать в новом законе прежнюю норму, по которой максимальная сумма оплаты за общежитие составляет 5% от академической стипендии, и определить перечень услуг, входящих в эту сумму.
Отдельный блок высказываний посвящен духовной компоненте образования. Родители настаивают на праве родителей контролировать содержание образовательных программ в таких сферах, как религиозное, половое воспитание. Высказано пожелание прописать в законе уровень спортивного оснащения в школах и обязанность внедрять здоровьесберегающие технологии.
Поспешили высказать свое мнение сторонники электронных средств обучения. Предложено законодательно разрешить использование электронного учебника (е-book), который способен заменить большое количество бумажных двойников.
С каждым днем число отзывов на законопроект увеличивается. После обобщения их рабочей группой проект итогового документа поступит в Госдуму. Одним из серьезных недостатков закона юристы считают универсальность его положений, дающую право исполнительным органам власти насыщать статьи «своим содержанием». А люди все-таки хотят определенности, чтобы свести к минимуму возможность трактовать закон не в пользу учащихся и их наставников.