В субботу, 4 декабря, пассажирский Ту-154М компании «Авиалинии Дагестана» совершил в московском аэропорту «Домодедово» аварийную посадку. Напомним, что это уже вторая аварийная посадка лайнера этой марки за последние полгода. 7 сентября в Республике Коми самолет приземлился в недействующем аэропорту Ижма, выкатился за пределы взлетно-посадочной полосы и получил незначительные повреждения. На этот раз, в «Домодедово», лайнер за пределами взлетно-посадочной полосы раскололся на три части. В результате, согласно окончательным данным, два человека погибли и более 80 пострадали.
«На высоте тысяч 10-11 (метров) почувствовали, что начали отказывать двигатели. Слышно, что начали двигатели свистеть, засуетились стюардессы, и стало непонятно, куда мы летим. Чувствовалось, что пилот у нас был профессионал сто процентов, он нормально приземлил самолет. Конечно, без жертв не обошлось, два человека погибли, а самолет разломился на две части. Я открыл люк, люди вылезли, кто с крыла, кто еще откуда-то. Паники никакой не было во время посадки, все пассажиры вели себя адекватно», – рассказал РИА «Новости» очевидец авиакатастрофы в «Домодедово», пассажир рейса Магомед Муртузалиев.
«Возбуждено уголовное дело по признакам преступления, предусмотренного ч.3 ст. 263 УК РФ (нарушение правил безопасности движения и эксплуатации железнодорожного, воздушного, морского и внутреннего вод-
ного транспорта и метрополитена)», – заявил официальный представитель Следственного комитета РФ Владимир Маркин.
Почему миллионы и миллионы людей отваживаются летать авиалайнерами? Авиа-
катастрофы – явление все же чрезвычайное. Вероятность того, что пассажир, севший в самолет, погибнет в авиакатастрофе, составляет примерно 1/8 000 000. Если пассажир будет садиться каждый день на случайный рейс, ему понадобится 21 000 лет, чтобы погибнуть. Это – мировая статистика. Положение в нашей стране рассмотрим отдельно.
Международная ассоциация воздушного транспорта (IATA) уже давно причислила Россию к самым опасным странам. Так, согласно статистике, число авиакатастроф в России и странах СНГ превысило средний мировой уровень в 13 раз. В числе ключевых причин катастроф называют плохую погоду, проблемы со связью и устаревшим оборудованием, а также пробелы в подготовке пилотов. Воздушные перевозки в России составляют 3 процента от мирового объема, а количество погибших в авиапроисшествиях – более 20 процентов.
ТУ-154 – одна из самых сложных в эксплуатации машин. И человеческий фактор в авиакатастрофах играет не последнюю роль. В небе над Москвой в минувшую субботу уже через восемь минут после взлета авиалайнера прекратилась подача топлива к двигателям. Специалисты называют две возможные версии: либо в топливо не была добавлена специальная жидкость, и оно начало замерзать, либо бортинженер просто забыл вовремя подключить насосы. Впрочем, не исключаются пока и другие возможные технические поломки.
Разбившийся в «Домодедово» самолет был выпущен в 1992 году, а спустя семнадцать лет – прошел капитальный ремонт. Кстати, именно на этом лайнере около трех недель назад бельгийская футбольная сборная вылетела из Москвы в Воронеж. Правда, спортсменам тогда пришлось вернуться в российскую столицу по погодным условиям. Средний возраст магистральных самолетов в России –16 лет, в Африке – 15,5 года, в Европе – 10 лет, в Китае – 7 лет. Наряду с высоким износом техники в авиакатастрофах играют большую роль и проблемы, существующие в российском сервисе.
В результате аварийной посадки в аэропорту «Домодедово» погибли два пассажира – Гаджимурад Магомедов, родной брат главы Дагестана, и 80-летняя Роза Гаджиева – мать судьи Конституционного суда РФ Гадиса Гаджиева. В аэропорт сразу после аварии прибыли министр транспорта РФ Игорь Левитин и его заместитель Валерий Окулов, была организована работа оперативного штаба. Идет следствие.