Задумав рассказать о сельских учителях, которые активно заботятся о дополнительном образовании, мы в этом году побывали в селе Городковичи Спасского района, в Шиловском Мосолове, в касимовском селе Шостье, а также в Костинской школе Рыбновского района.
***
Напольновская средняя школа, куда мы задумали новый маршрут, привлекала нас своей преданностью краеведению и тем, что это постоянно вознаграждается на областных и всероссийских конкурсах по школьному краеведению, а некоторые детские работы публикуются в серьезных научных сборниках.
По карте было видно, что село Напольное находится почти на краю опять же очень «крайнего» от Рязани Сараевского района. Учителя и дети сейчас отдыхают. Но руководитель школьных краеведов, заслуженный учитель РФ, педагог дополнительного образования Рязанского центра детско-юношеского туризма и краеведения Александр Анатольевич Крючков обещал помочь и к определенному дню собрал в школе авторитетный круг своих единомышленников.
Начиная с ними разговор, я спросила, не потому ли напольновцам выпадает столько удач, что земля здесь особенная, богатая на краеведческие «клады»? Спросила в шутку, а оказалось, что так оно и есть. Тут же были названы «здешний Ломоносов», подвижник и педагог Семен Донатович Голицын, основатель Сибирского отделения РАН академик Константин Борисович Карандеев, имена земляков – доблестных защитников Отечества (в Напольном два Героя Советского Союза) и знатных, как когда-то говорили, производственников.
А когда позднее нас повели в школьный краеведческий уголок, то мы увидели там диковинку, достойную, действительно, кладоискателей: найденный кем-то на огороде зуб мамонта: «Настоящий – специалисты из Рязани проверяли!»
Но, конечно, краеведы не кладоискатели. Они – люди науки, им должно быть интересно всё. Только вот как заинтересовать наукой детей? Это не футбол, не хореография…
Мне кажется, что педагог-краевед должен прежде всего донести до детей одну простую, но берущую за душу мысль: мы не первые, кто живет на этой земле, жили люди и до нас, такие, как мы, или не совсем такие, они любили жизнь, как мы, хотели, чтобы о них помнили, учились бы на их опыте… Как-то вот так – учителю ли не знать: любое дело, чтобы оно получилось, надо пропустить через душу. И, разумеется, опытнейший педагог А.А. Крючков все понимает и умеет возбудить интерес. И вместе с этим учит детей исследовательской работе, когда надо не только встречаться с людьми («информаторами»), но и искать нужные сведения в архиве, библиотеке, Интернете, сопоставлять их, анализировать.
Дашу Кузнецову он впервые привез в ГАРО, когда она училась еще в шестом классе. Удивился, как быстро и хорошо она справилась там с заданием. А умненькая девочка с интересом погрузилась в тему «Дети-подростки Напольновского поселения в годы Великой Отечественной войны». Даша рассказала на встрече, как много узнала она, действительно, потрясающего: например, то, что в ожидании врага в здешних местах, на территории Муравлянского района, создавался партизанский отряд. Олег Копнев, который исследовал тему о напольновских подростках на трудовом фронте, вдумываясь, в каких условиях они жили, какие работы выполняли, невольно представлял на их месте себя, спрашивая: «А я смог бы?» Суровые годы юные краеведы старались познать не только «в теории» – они собирали предметы быта той поры, пекли хлеб, который, как в «голодовку», был наполовину из мерзлой картошки…
Темы выбираются порой необычные: сестра Даши – Вика Кузнецова писала о процессе изменения в Напольном мужских и женских имен (научным руководителям ее была педагог дополнительного образования центра Людмила Евгеньевна Крючкова). А Кирилл Понкратов пишет работу с несколько ироничным названием «Молочные реки, передовые доярки». В ней отчасти затронуты дутые молочные рекорды Рязанской области многолетней давности, но мальчик обращается и к более ближнему опыту своей бабушки, бывшей колхозной доярки, и можно надеяться, что исследование у него выйдет интересным.
Есть труд поистине животрепещущий, его автор – Кристина Полякова. Девушка уже не учится в школе, а получает в рязанском техникуме модную ныне профессию банковского работника, но полученный ею краеведческий заряд не иссяк, и она продолжает быть в одной связке с Крючковым. Когда-то они вместе вышли на тему, получившую впоследствии название «Трагедия вымирающих российских деревень на примере Напольновского поселения». Кристина вспоминает, что, когда работа была сделана и она попала на всероссийский конкурс, пройдя несколько этапов, члены жюри, московские преподаватели, сперва не поверили в ее авторство, задавали разные каверзные вопросы, руководствуясь в своих сомнениях главным образом тем, что «ребенок просто не мог заинтересоваться данной проблемой».
– Как же «не мог?» – и по сей день удивляется девушка. – Ведь мы живем во всем этом. Напольное еще существует, а Волчий Хутор, Карандеевка, Суевка и другие деревни исчезли, в каких-то осталось всего по нескольку жителей. Когда мы с еще одной Кристиной, Ивкиной, разговаривали с ними, видели их боль, то чувствовали свою ответственность за то, чтобы хотя бы сохранить название этих деревень для истории.
Надо сказать, что впервые работа об исчезнувших и вымирающих деревнях была представлена на школьной конференции в День надежды. Его здесь проводит Центр содействия гуманитарному развитию общества «Право мира», президентом которого является доктор юридических наук, профессор Российского государственного университета правосудия (РГУП) Ирина Анатольевна Умнова – жена священника и всемирно известного путешественника Федора Конюхова. Напольновская школа стала филиалом и партнером центра «Право мира» при содействии членов семьи Солововых, которая когда-то жила в Напольном. Само собой разумеется, что центр, продвигающий во всем мире гуманитарное развитие, не стал бы иметь дело со школьным коллективом, далеким от такой идеи. В Напольном же центр нашел кого наградить (в том числе и краеведов) своей высшей наградой – «Знаком отличия и усердия».
Конечно, это хорошая моральная поддержка сельскому учебному заведению, в котором обучается 67 детей. Прошедшей весной эту среднюю школу закончила одна выпускница. Слышала, что ей не очень хотелось учиться в одиночестве, но, наверное, учителя уговорили. А потом, приходя к ней на урок, с беспокойством спрашивали: «Ну, как ты?» Она отвечала: «Мне очень комфортно». «Мы с ней на занятиях наговориться не могли», – вспоминает учительница русского языка и литературы. Неудивительно, что девушка, сдав ЕГЭ по русскому, получила больше 80 баллов.
Выпускной класс в новом учебном году будет более многочисленным, придут и «первачки». Но школа с ее ныне ослепительно красивыми клумбами, обновленным садом, ухоженными грядками на пришкольном участке живет, как мне показалось, в предчувствии одной из тех «трагедий», про которые писала Кристина Полякова. «Трагедии», связанной со словом «оптимизация».
– А школа для села – это все, – считает глава Напольновского сельского поселения Андрей Васильевич Брыков.
Он считает так потому, что сам в недалеком прошлом был учителем этой школы, здесь работает его жена, выучились дети. Нуждается в школе он и в своей нынешней властной должности. И это не только в плане благоустройства поселения, где «лишние» и проворные руки всегда нужны. Школа – интеллектуальный источник, центр, без которого невозможна жизнь общественная. И еще: дети – это всегда полнота жизни, огромная ответственность и награда. И когда в День Победы школьники, в числе которых и краеведы – летописцы родного края, идут Парадом победителей, неся в руках родные и не родные портреты, это означает ту большую и благодарную память, о которой только можно мечтать.
***
Брыков обмолвился, что народ в Напольном – вольнолюбивый, о чем опять же свидетельствует краеведение. Как и чем живет нынче это сельское поселение, мы надеемся рассказать в следующий раз.