00:42 МСК
Суббота
16 / 08 / 2025
2345

Во главе угла и на дне рейтинга?

В этом году, наконец, случилось то, о чем так долго мечтали наши сеятели разумного, доброго и вечного – персона педагога была поставлена во главу угла, да еще на высшем государственном уровне. Год учителя зашагал по стране и… потянул за собой масштабные школьные (и не только) преобразования.

«Модернизировать, оптимизировать, перейти в инновационный режим, ввести метапредметность в образовательный процесс…» – какими только заковыристыми понятиями не обозначали чиновники от образования те перемены, которые ждут нашу школу в целом и учителя в частности. И все бы хорошо, только ликования самих учителей по поводу таких долгожданных перемен, скажем прямо, не видно. И дело тут, наверное, не столько в консервативности мышления и некотором скепсисе по отношению к модернизации наших педагогов: их можно понять, они устали от бесконечной череды реформ и преобразований.

Дело в том, что не чувствуют пока педагоги изменений в обществе по отношению к самим себе. О чем довольно красноречиво говорят данные Всероссийского центра исследований общественного мнения. Россияне считают, что учительская профессия по уровню престижности и «оплачиваемости» отстает от таких профессий, как врач, милиционер, военный, и вообще находится в рейтинге на последнем месте. Может ли учитель, на фоне такой общественной оценки, строить «Нашу новую школу»? Вопрос, надо полагать, риторический.

Еще одна проблема – недостаточная информированность учительского корпуса. Не беру в расчет продвинутых в смысле информатизации педагогов, которые общаются, к примеру, в таких Интернет-ресурсах, как «Сеть творческих учителей» и «Педагог.org». Хочу сказать о тех сельских учителях, которых еще не затянуло в глобальную паутину, причем сказать, опираясь на совершенно конкретный случай. Около полугода мне время от времени приходилось просвещать знакомую молодую сельскую учительницу на тему, что такое новая система оплаты труда и оптимизированная школьная сеть. Об этом она в своем коллективе слышала в лучшем случае лишь краем уха, а саму суть узнавала от меня. Хотя было бы, наверное, правильнее внутри образовательного учреждения заранее разъяснить педагогам на селе, что содержать школу, где восемь учителей работают в классе из двух учеников, выходит государству в копеечку. А оптимизация нужна для того, чтобы направить сэкономленные деньги на переоснащение школ. К слову, само понятие «оптимизация» многие учителя почему-то считают синонимом «закрытия школы». Да что там учителя! Глава одного из районов нашей области на одном из совещаний с участием Губернатора поставил знак равенства между закрытием школы и оптимизацией. Олег Ковалев его поправил и объяснил, что это не одно и то же. Так, оптимизацией может быть, скажем, переход маленькой начальной школы в статус филиала крупной средней школы.

Так вот, ситуация такого информационного вакуума, как правило, порождает массу слухов; учителя чувствуют свою ущемленность, обижаются, совершенно справедливо заявляя: «Вот опять реформу провели… А с нами кто посоветовался?». Теперь готовы выслушать советы учителей даже органы государственной власти: недавно на сайте zakonoproekt2010.ru началось общественное обсуждение проекта нового закона об образовании. Вот, пожалуйста, уважаемые педагоги, «редактируйте» законопроект. И потом не говорите, что, мол, «нынче любят бессловесных», что вашего мнения опять не спросили, что относятся к вам и общество, и государство неподобающе. Хотя, чего греха таить, пока отчасти так и есть.

Вот всего лишь один, но весьма вопиющий факт. Педагогов, съехавшихся в Москву на проходивший в конце ноября Всероссийский мастер-класс учителей родного, включая русский, языков, поселили за МКАДом в частную гостиницу в Южном Бутове. Более того, этих учителей, составляющих элиту российского образования, разместили по восемь человек в двухместных номерах. По двое на одной кровати! Не хотелось бы драматизировать, но на фоне подобных курьезов многочисленные заявления чиновников от образования о поднятии престижа педагогической профессии выглядят бледно.

Изменит ли уходящий Год учителя ситуацию? Поживем – увидим…

Статья опубликована в газете Рязанские ведомости в номере 231 (3783) от 07 декабря 2010 года
Подписывайтесь на нашу группу ВКонтакте, чтобы быть в курсе всех важных событий.
На чем бюджет строится
Развитие инфраструктуры, создание новых рабочих мест, привлечение инвестиций в Скопинский район позволяют смотреть в будущее с оптимизмом
Виктор Баженов
Нужны ответственность и исполнительность
На свое очередное заседание Координационный совет ГУ Рязанского регионального отделения Фонда социального страхования РФ собрался в обновленном составе
Зоя Маркова
Читайте в этом номере: