Список организаций, которые выбыли с финансово-кредитного рынка страны, пополнил «Славянский банк». Ранее Агентство по страхованию вкладов делало прогноз, по которому до конца года лицензий лишатся 80 российский банков. Примерно 30 уйдут с рынка по причине неисполнения требований к минимальному размеру капитала. В 2009 году Банк России отозвал порядка 45 банковских лицензий. А за 13 лет число кредитных организаций сократилось более чем вдвое, и сейчас их меньше тысячи.
Но и эта цифра кажется Центробанку и Министерству финансов слишком большой. С ней можно было бы мириться, если бы все работающие кредитные организации обладали значительными капиталами и могли обеспечивать промышленность и население дешевыми финансовыми продуктами. К сожалению, о низких процентных ставках приходится только мечтать. Кому нужны заемные средства под 18-20% годовых, когда рентабельность производства на порядок ниже? С большим трудом можно найти сегодня банк с негосударственным участием, который готов финансировать долгосрочные проекты на миллиарды рублей. Бизнес жалуется на то, что ссуды дают на год, на два и то под сумасшедшие проценты.
У наших банков плохо получается развивать кредитование не только по причине дефицита надежных заемщиков, обеспеченных ликвидным имуществом. Сказывается также их малая капитализация. В результате перекос: на долю первых 200 крупнейших российских банков приходится порядка 92% всех активов банковской системы, на долю последних четырехсот – менее одного процента. Тем не менее мелкие банки активно занимаются финансовыми операциями. И все их приходится отслеживать регулятору. Призывы укрупнить банки, повысив их кредитные возможности, исходят не только от Банка России, но и Правительства РФ. Еще год назад Владимир Путин заявил, что этот процесс неизбежен. «Если мы выделяем средства на развитие банковской системы, то мы говорим о том, чтобы консолидировать, укрупнить, сделать ее более жизнеспособной. Все, в том числе представители самого банковского сообщества, считают, что тысяча с лишним банков – это многовато. Мы собираемся это (укрупнение банков) делать мягко, спокойно, ничего ни у кого не отбирая», – цитировали премьер-министра «Ведомости».
Вице-премьер Сергей Иванов, беседуя со студентами Высшей школы менеджмента, заявил по поводу большого количества мелких кредитных организаций: «Банки сами себя банками называют, а на самом деле это «прачечные».
На прекращение «стирки» ориентированы и требования Центробанка к банковскому капиталу. Через год минимальный порог составит уже не 90 млн., а 180 млн. рублей. По мнению финансовых аналитиков, банк с уставным капиталом в 50 – 100 млн. рублей никогда не сможет полноценно заниматься массовой продажей кредитных продуктов.
Еще выше задрать планку предложил министр финансов Алексей Кудрин. Он считает необходимым довести минимальный размер капитала до 1 млрд. рублей. Правда, настрой министра совсем не понравился банковскому сообществу, ведь тогда количество кредитных организаций сократится до 500. Президент Ассоциации российских банков Гарегин Тосунян призывает идти по другому пути – не требования к капиталу повышать, а искать причину страха перед инвестициями в банковскую сферу. В самом деле, как бы нам в очередной раз не переусердствовать с закручиванием гаек. Мы даже собрались вводить более жесткие требования по капиталу первого уровня, чем предусмотрено Базельским комитетом по банковскому надзору. Устоят ли после всего этого мелкие региональные банки, которые знают своих клиентов в лицо? А они-то как раз и ориентированы на самый массовый сектор экономики – малый бизнес.