Елена Гонтаренко – член Союза художников России, живописец, художник декоративно-прикладного искусства. В течение 30 лет работает в технике гобелена.
Елена активно участвует в художественных выставках всероссийского и международного уровней. Копилка наград богата различными достижениями и призовыми местами. Елена – победитель Всероссийской выставки-конкурса женщин-художников России в номинации «Декоративно-прикладное искусство», вошла в число участников Международной выставки «Победа!». Она – победитель областного конкурса «Маэстро». Произведения Е. Гонтаренко находятся в частных собраниях в России и за рубежом.
По словам Елены, это первая большая выставка в Рязанском художественном музее. На суд зрителей представлено около 40 гобеленов, созданных мастером более чем за 20 лет работы. Эти творения прошли международные выставки, жесткий отбор, и все произведения достойны экспозиции в музее.
Ее профессиональный диапазон достаточно широк, но автор отдает предпочтение живописи и гобелену. Интерес к гобелену был привит в Московском полиграфическом институте, после чего юное дарование продолжило развивать свой талант в частной студии:
– Первый раз с гобеленом я столкнулась в Риге. Московская школа меня не впечатляла, она лишь явилась отправной точкой, а прибалтийские произведения меня захватили. Работы жили вместе с людьми и интерьерами. На 4 курсе я поняла, что гобелен – это то, чем я буду заниматься, – признается художница.
Со временем был очевиден ее рост, как отмечают коллеги. Елена приобрела собственный творческий почерк. В ранних работах зритель видит стремление к сюжетности, здесь акцентируется внимание на полноту содержания, но в то же время и обаятельная подробность в проработке деталей. Однако в более поздних произведениях Елена обращается к декоративности, на первый план выходит работа разнофактурных плоскостей, локальных цветовых пятен, напряженность лаконичных силуэтов и выразительность линий.
– Гобелен – это самодостаточный путь в искусстве. Мне нравится работать в стиле ручного ткачества. Поскольку ты своими руками создаешь, работаешь с фактурой, цветом, материалом. Это позволяет более полно реализовать творческие замыслы, – рассказывает Елена.
Каждое полотно создается примерно полгода. Сначала разрабатывается эскиз малого формата, затем происходит подбор цветовой гаммы: теплые или же холодные оттенки. Далее создается макет в настоящую величину. Выполняется работа по черно-белой схеме, но, по словам автора, жестких рамок нет, поэтому бывают отступления от начертанного, поскольку процесс творческий.
Также Елена Гонтаренко обращается к миру абстрактных понятий и форм. Здесь утрачивается повествование, сюжетное начало, – это делается для фокусировки зрительского восприятия. Сам процесс создания художник воспринимает как живой акт творения.
Милена Лаврухина