02:22 МСК
Суббота
16 / 08 / 2025
1725

Полоса препятствий

Люди с ограниченными возможностями здоровья зачастую оказываются в вынужденной изоляции

Федор Алексеевич Соловьев встречает меня на остановке. «Давайте поговорим во дворе – там, на детской площадке, есть лавочки», – предлагает он. Перед нами – вполне обычный, ничем не примечательный пейзаж: неширокий тротуар, местами испещренный ямами и выбоинами, а по краям – высокие бордюры. Однако Федор Алексеевич на инвалидной коляске виртуозно маневрирует между ними. «Я уже привык, – говорит он. – В микрорайоне Недостоево, недалеко от дома, летом передвигаюсь самостоятельно». А вот если нужно в город, то мужчина садится за руль своего автомобиля с ручным управлением. Общественным транспортом он не пользуется совсем.



Сила воли

Федор Алексеевич – бывший военный. Двадцать девять лет назад он попал в ДТП, получив серьезные травмы, в результате чего больше так и не встал на ноги. Подполковника отправили «на гражданку». «На тот момент дочери было одиннадцать лет, сыну – шесть, – продолжает он. – Я понимал, что ни в коем случае нельзя отчаиваться, надо как-то жить дальше».

Федор Алексеевич признается, что вначале было очень тяжело – и не только физически, но и морально, ведь пришлось изменить привычный образ жизни, переехать из Ташкента в Рязань, обустраиваться на новом месте.

Рядом с Федором Алексеевичем всегда его супруга Ольга Федоровна. «Я жив только благодаря ей», – говорит он. Сразу после новоселья Ольга Федоровна добилась в местном ЖЭКе перепланировки: в квартире сняли кухонную дверь и расширили проемы.

А после Федор Алексеевич сам разработал конструкцию выдвижного пандуса – специальной выдвижной площадки, при оборудовании которой в подъезде было бы удобно и ему, и соседям. Только в управляющей компании делать его сразу не стали, сославшись на отсутствие материалов. Пришлось обращаться с аналогичной просьбой в городскую администрацию. После этого выдвижной пандус в подъезде Соловьевых все-таки установили.

В сентябре Федору Алексеевичу исполнится шестьдесят четыре года. До сих пор он каждый день занимается физкультурой: поднимает гантели и гири. Проезжает по нескольку километров на своей коляске по микрорайону. Правда, делать он это может только в теплое время года, когда нет дождей и снега. С поздней осени до весны мужчина из дома практически не выходит.

Взгляд на проблему

В Рязанской области с 2013 года действует программа «Доступная среда». В ее рамках проведен мониторинг объектов социальной сферы, наиболее востребованных людьми с ограниченными возможностями здоровья. Многие из них уже оборудованы пандусами и другими специальными устройствами для беспрепятственного передвижения маломобильных групп населения. Созданием безбарьерной среды занимаются и другие ведомства Рязанской области: министерства здравоохранения, образования, молодежной политики, физической культуры и спорта. По данным министерства социальной защиты населения Рязанской области, эта работа будет продолжена как минимум до 2020 года.

Одними из наиболее ярких примеров создания безбарьерной среды в Рязани сегодня являются областная библиотека имени Горького, театр кукол, бассейны «Аквамед» и «Дельфин», детская поликлиника №1, ЦПКиО.

Построенные в последние несколько лет крупные торговые центры оборудованы пандусами, специальными поручнями и спусками. Правда, как оказалось, не все из них действительно функциональны и удобны для инвалидов-колясочников. Есть и такие, которые администрациями торговых центров сделаны просто для галочки.

Подавляющее большинство менее масштабных супермаркетов и маленьких магазинчиков Рязани по-прежнему абсолютно недоступны для маломобильных граждан. «Не обязательно оборудовать дорогостоящие пандусы и поручни, можно просто установить на улице кнопку вызова, как это сделано в аптеках», – считает член Общественной палаты РФ, президент благотворительного фонда помощи детям-инвалидам «Наши дети» Наталья Епихина.

Низкопольные троллейбусы и автобусы уже несколько лет курсируют по Рязани. По словам представителей городской администрации, в дальнейшем их число планируется увеличить. Вот только увидеть в салоне человека на инвалидной коляске – большая редкость. Причина все та же – до остановки каким-то образом еще нужно добраться.

В четырех стенах

С жилыми домами дело обстоит гораздо сложнее. По нормативам во всех проектах новых зданий – общественных и жилых – должно быть предусмотрено наличие пандусов (это дает надежду на то, что их в ходе строительства все-таки установят). В старом же фонде создать безбарьерную среду не всегда представляется возможным. Кроме того, на установку пандуса необходимо разрешение соседей.

Ирина Герасимова воспитывает четырнадцатилетнего сына Сергея, страдающего тяжелым заболеванием – нейромышечной дистрофией. В связи с этим вся жизнь подростка привязана к инвалидному креслу. Сергей учится дистанционно, занимается боччо. Для того чтобы вывести сына на улицу, Ирине каждый раз приходится просить знакомых о помощи, потому что самой хрупкой женщине спустить тяжелую инвалидную коляску не под силу. Герасимовы живут в относительно новом многоквартирном доме. Изначально при входе в подъезд был установлен пандус. А вот непосредственно в подъезде, чтобы добраться до лифта, надо преодолеть семь ступенек. «Я два года добивалась того, чтобы и здесь установили пандус, писала в различные инстанции, – рассказывает она. – В результате его оборудовали, но из-за того что ступеньки слишком высокие, он оказался довольно крутым, поэтому спускать или поднимать коляску весьма проблематично».

У двадцатисемилетней Анны Фоминой – ДЦП. Она тоже на собственном опыте убедилась, что безбарьерная среда для людей с ограниченными возможностями здоровья в Рязани практически отсутствует. Во дворе ее дома ремонт не проводился уже очень давно. «Живу на третьем этаже, в доме нет лифта, – делится она. – Если еще спуститься потихонечку я могу и сама, то подняться вверх по лестнице без посторонней помощи уже не получается». Несколько лет назад знакомые на собственные средства установили для Анны специальные поручни на первом этаже и перед входом в подъезд. Там же были сделаны более пологие ступеньки. До этого бабушка Анны много раз обращалась в управляющую компанию с подобными просьбами, но абсолютно никаких реакций тогда не следовало.

Хочется верить, что все же со временем безбарьерная среда станет не номинальной, а реальной. Государственная поддержка – это хорошо. Но не стоит забывать, что людям с ограниченными возможностями здоровья, старикам и мамочкам с колясками необходимы помощь и понимание тех, кто находится рядом.

Статья опубликована в газете Рязанские ведомости в номере 141 (5182) от 05 августа 2016 года
Подписывайтесь на нашу группу ВКонтакте, чтобы быть в курсе всех важных событий.
Главное – не расслабляться
Скольких трудов стоит турагенту организация вашего отдыха
Анна Добролежа
Многодетным семьям помогут в приобретении школьных принадлежностей
Читайте в этом номере: