02:23 МСК
Суббота
16 / 08 / 2025
1335

Дорога к людям

Как живется в селе, где любят трудиться и знают свою историю

По пути в сараевское село Напольное, откуда мы недавно привезли корреспонденцию о школьных краеведах («Летописцы родного края», 29.07), попадались нам населенные пункты, про названия которых сразу и не скажешь, почему они такие: Кривское, Красный Угол, Морозовы Борки… Иное дело – Напольное, тут, я думала, все просто: поселились люди «на поле»… Краеведы потом просветили, как было дело, и еще раз пришлось убедиться, что в жизни не бывает ничего «просто», все имеет причину и следствие.

Тринадцать лет назад учителю биологии Напольновской средней школы Андрею Брыкову предложили возглавить сельское поселение, и он согласился. Почему? Обнадежил приятель, который сказал: «Язык у тебя хорошо подвешен, с людьми контакт найдешь». Отчасти, наверное, и так, но вот что, на мой взгляд, несравнимо важнее: Андрей Васильевич родом из Кораблин­ского района, учился в Ключанской школе, где директору Татьяне Ивановне Видехиной многие годы удается, несмотря на всю суетность и заполошность нынешнего российского образования, давать детям две основательные вещи: хорошие знания и ответственность за малую родину.

Когда-то, в советское время, призывали «закреплять молодежь на селе», создавая для этого «условия». Сам-то Брыков, который уже более 20 лет работает в разных ипостасях в Напольном, «закрепился». Но жизнь в сельской местности по-прежнему сложна, а некоторые проблемы стали еще острее. И потому народ из того же Напольновского поселения продолжает «истекать». В начале нулевых, когда Брыков стал главой, здесь жила примерно тысяча сельчан, сейчас стало около 700 человек. Из 22 населенных пунктов 7 опустели совсем. И все же в последние годы, как он замечает, народ перестал продавать свои дома, хотя в некоторые приезжает как на дачу. Основную массу населения теперь составляют не старики, а люди среднего возраста, такие же, как он – за сорок… И все это означает, что напольновцы не хотят окончательно порывать с родной землей. Значит, надо помогать им, создавая в меру своих возможностей «условия». Тем более что и объективно в сельской местности для этого многое делается.

Мы ехали в Напольное в жаркий солнечный день, и было видно издали, как сияет среди полей и лесов крыша огромного диковинного для этих мест сооружения. Таким предстал перед нами свинооткормочный комплекс ООО «Рязанский бекон», воплотивший давнюю мечту тех, кто хотел организовать в деревенской глубинке «цивилизованный» труд. Комплекс принял к себе на работу около 60 напольновцев, когда предприятие полностью войдет в строй, возьмет еще.

Пока же здесь основной работодатель – фермеры. В их числе Алексей Демин, у которого Андрей Васильевич был и учителем, и классным руководителем. И за данный педагогический результат и нынешнему главе поселения, и всему педколлективу школы следует поставить хорошую оценку. В педагогике, как известно, важен личный пример.

Признаюсь, мне не приходилось раньше писать похвальное слово учителю за успешное ведение личного подсобного хозяйства. Считалось, что для него это – обуза. Но вот как-то удается напольновским педагогам и профессиональную задачу достойно выполнять (за все время никто из выпускников школы не проваливал государственной аттестации. Если поступают в вузы, то, как правило, на бюджетные места), и домашнее хозяйство вести на уровне.

– По личному подворью, – говорил мне А.В. Брыков, – мы в районе, наверное, в числе лучших, у населения около 80 коров, а учителя держат скотины больше всех. Они – настоящие труженики, как вообще все здесь. Оттого и дети хорошие, ненабалованные, они на огородах работают, в сенокосе участвуют, скотину пасут.

У самого Брыкова старший сын, Роман, учится на историческом факультете РГУ имени С.А. Есенина, увлекается интеллектуальными играми и входил в студенческую команду, одержавшую победу на всероссийских соревнованиях. А девятиклассник Илья в прошлом году представил на конкурс в областной детский эколого-биологический центр заинтересовавшую всех работу о пчелах, и можно сказать, что он пошел по стопам отца, педагога-биолога. Есть в этом и практический вклад родителя: Андрей Васильевич занимается пчеловодством. Как не сказать тут, что и герой моего прошлого очерка – руководитель школьных краеведов А.А. Крючков тоже пчеловод, и успешный, его продукцию можно купить на областных ярмарках.

Заметим: маленькая глубинная школа сотрудничает с двумя областными центрами по дополнительному образованию: туристско-краеведческим и эколого-биологическим. Да и как не сотрудничать! Земли здесь плодородные, история края интересная. Вот и открыли нам краеведы, что места здешние, «поля», заселены в XVII веке не просто так, а по указу царя для защиты от завоевателей. Населялись они однодворцами – служивыми людьми, у которых была возможность выбиться в дворяне и которые со временем обзаводились крепостными. Так вот, в Напольном всегда жили только государственные крестьяне, что служит поводом для гордости и по сей день. Потому, наверное, и говорят иногда о Напольном, что довольно трудный здесь народ. «Да, свободолюбивые мы, вольные, – подтверждает Брыков. – Иногда из района подсказывают, как организовать мероприятие… Говорю: «Мы же для себя его делаем и знаем как».

Не забывают свое «вольное» село те, кто сумел реализоваться «на стороне»: хочется, чтобы и в родных местах о них знали. Солововы, Матыцыны… Они участвуют здесь в общественной жизни, помогли возвести новую церковь. Рядом с церковью – памятник павшим воинам. Это центр села. И улица здесь – Центральная. А вот от нее идут улицы со старыми, народными названиями, которые решили сохранить. Хорошо смотрится на современных, пронумерованных уличных табличках – Богдановка, Смородиновка, Котовка, Зиминовка, Матыцыновка…

Впрочем, не только названием славны сельские улицы, но и… освещенностью. Ведь как бывает? Сидит селянин ночью перед компьютером и чувствует себя человеком, как все. Вышел на улицу – а там хоть глаз коли, ногу можно сломать, и мысли в голову уже приходят другие: «Деревня есть деревня». Вот и в Напольновском поселении на два с лишним десятка деревень было когда-то всего три электрические лампочки. Хорошо, что в последние годы представилась возможность применить на улицах светодиодные прожекторы, чем Брыков и воспользовался.

Разные проблемы в сельской местности. Порой неожиданные. Едем мы уже в совершеннейшую жару из Напольного в Рязань и где-то за Муравлянкой встречается нам расчудесный пруд. Народ на его берегу просто млеет от удовольствия. Мы позавидовали. А нам говорят: «Завидовать нечему: в районе хотят этот пруд в скором времени спустить».

Наверное, не зря хотят, какие-то есть важные, стратегические цели. Но о людях-то нельзя забывать. Вот и Президент В.В. Путин высказался недавно в том плане, что выполнение стратегических планов не должно плохо отражаться на людях.

И тут я вспоминаю вот еще о чем: Брыков показывал нам новую дорогу в деревне Чернышовке, гордясь, что для строительства ее удалось войти в федеральный проект. Заметил также, что, сэкономив на одной вещи, он сумел провести дорогу мимо крайних домов «тети Зины и тети Кати», чтобы не чувствовали себя эти пожилые женщины забытыми.

Дорога к людям – это, наверное, самое главное.

Статья опубликована в газете Рязанские ведомости в номере 141 (5182) от 05 августа 2016 года
Подписывайтесь на нашу группу ВКонтакте, чтобы быть в курсе всех важных событий.

Ранее по теме:

Депутатские будни

Душой и сердцем с родным краем

Земля и люди

Неделя глазами экспертов
Никто не забыт
Читайте в этом номере: