Несмотря на бурное развитие автотранспорта – и грузового, и легкового, железная дорога в наши дни продолжает держать марку самого доступного и надежного способа попасть из пункта «А» в пункт «Б» с минимальными затратами и приключениями. В Московско-Рязанском регионе Московской железной дороги за это отвечают более 9000 сотрудников. Это не только машинисты, проводники, инженеры, работники вокзалов, но и сотрудники медицинской службы, и линейный отдел полиции. Тысячи пассажиров и миллионы тонн грузов отправляются и прибывают по железным магистралям. Параллельно с этим постоянно ведутся ремонт и модернизация инфраструктуры. Плановое обслуживание стараются совместить с внедрением современных систем.
– Станция Рыбное – одна из самых крупных сортировочных станций в отделении. Сюда заходят локомотивы переменного и постоянного хода, – рассказывает и.о. заместителя главного инженера Московской железной дороги Александр Демша. – Крупный грузооборот идет по Стенькино-2. Эти товарные узлы дают неплохой доход дороге. Пассажирский поток также очень плотный, и он не ослабевает. Даже кризисные явления практически не оказывают влияния на наш участок. Если где-то снижается нагрузка на перевозки, она тут же компенсируется повышением загруженности составов в другом месте. Сейчас входят в строй пронские карьеры, которые требуется обслуживать товарными поездами. В Чучкове молочный холдинг планирует крупные перевозки зерна с задействованием железной дороги. В Шилове планируется развивать топливно-наливную систему. В прошлом и в этом году идет увеличение количества клиентов железной дороги, в частности, несколько крупных заводов, один из них – по производству цемента в Михайлове – отказывается от перевозки грузов фурами и переходит на пользование услугами товарных поездов.
За несколько лет удалось провести масштабную реконструкцию вокзала «Рязань-2», а вокзал «Рязань-1» капитально отремонтировали. С августа начнется финансирование ремонтов мелких вокзалов на станциях Новая Пустынь, Кустаревка, Лесок и многих других. Параллельно ведется оснащение пассажирских поездов и станций дополнительными системами безопасности, в частности, набором видеокамер сплошного наблюдения. На недавних архитектурных слушаниях в правительстве области озвучили проект организации рязанского «надземного метро», то есть чисто городской электрички, которая должна перевозить пассажиров от Дягилева до Леска через весь город с остановками на станциях (всего их должно быть до девяти). Железнодорожники называют проект архитекторов интересным, но напоминают, что десять лет назад нечто подобное уже пытались сделать. Но тогда преградой стало отсутствие инфраструктуры, дублирующего пути. Если же удастся решить проблему с финансированием со стороны заказчика, то проект этот вполне осуществим.
Пока же реализуются другие проекты. Готовится строительство масштабного моста над железной дорогой в Рыбном, планируется построить несколько безопасных пешеходных переходов через пути в местах, где они требуются. Кроме масштабных реконструкций, ведется и повседневная работа, которая зависит в большой степени от великой «пятой стихии» – электричества, без которого сейчас никуда. Перегонов, где работают дизельные тепловозы, осталось совсем немного. За электричеством присматривают энергодиспетчеры, каждый из которых отвечает за свой «круг». В «круге первом» работает Александр Матюхин, специалист с двадцатилетним стажем. Он отслеживает энергию на участке железнодорожной линии от Дивова до Тысьи, а это 67 километров сложного хозяйства, состоящего из кабелей, проводов, трансформаторов и людей. А люди бывают разные. «Подвиги» зацеперов, которые катаются на крышах поездов и замыкают на себя от 3 до 25 киловольт, в нашем регионе очень редки, но это не дает права расслабиться в течение 12-часовой смены ни на минуту.
– Наше оборудование достаточно совершенное, – рассказывает Александр Матюхин, – на мониторах отображаются в реальном времени все процессы и случаи отказа энергосистемы. Благодаря быстрой скорости реакции системы очень оперативно удается обнаружить повреждение и направить ремонтную бригаду. Основное внимание уделяется контактной сети, у которой нет резервного питания. В случае чего, приходится очень оперативно разруливать сложные ситуации. Профессиональный допуск к профессии энергодиспетчера очень жесткий: требуется не только отличное техническое образование, но и приличный стаж, поскольку мы обязаны, в случае необходимости, спасать обесточенные линии. исходя не только из инженерных знаний, но и из жизненного опыта.
Железная дорога, пришедшая в Россию более 160 лет назад, продолжает выполнять свою главную функцию – соединять регионы нашей большой страны с центрами. Для нее не существует колдобин или распутицы, она почти не загрязняет атмосферу, а пассажиры и грузы могут ехать с неплохой скоростью к пункту назначения круглые сутки. И пока еще никто не придумал более надежного и безопасного транспорта.