Поиски в архиве автошколы, где в годы Великой Отечественной войны шла подготовка водителей для фронта, открыли новые страницы о вкладе Рязани в общее дело победы над фашизмом. А помогли в этом сотрудники Государственного архива Рязанской области, и прежде всего заведующая читальным залом Л.В. Рогожкина.
Вторая половина 30-х годов прошлого столетия примечательна открытием сети автомобильных школ на периферии, появившихся вслед за столичными. В 1938 г. в Рязани начала работать первая автошкола – учебная точка Московской автошколы, открытой под эгидой треста «Трансэнергокадры» Наркомата автотранспорта. Сначала занятия проводили в арендованных помещениях школы № 16, договор с которой от 1 сентября 1939 г. предусматривал предоставление помещений для занятий сроком на 2 месяца, с 15 до 22 часов, – 2 класса для двух групп. В 1940 г. был заключен договор об аренде 4-х классов для организации автокурсов с Рязанским педагогическим институтом. После революции в Рязани были закрыты несколько церквей, в том числе Троицкая, относящаяся к старинному Свято-Троицкому мужскому монастырю.
21 сентября трест «Трансэнергокадры» обратился в Рязисполком облсовета трудящихся с просьбой о передаче ему здания Троицкой церкви Свято-Троицкого монастыря, так как в Рязанской области не имелось своей базы для подготовки кадров по автотранспорту, теплосиловому хозяйству и внутризаводскому транспорту, а нужда в них была очень велика. В справке Наркомпроса от 23.09.1940, выданной тресту, отмечалось, что намеченная к закрытию церковь бывшего Троицкого монастыря в г. Рязани не является музейной ценностью и на учете памятников старины не состоит.
Рязанский горисполком своим решением от 23 сентября 1940 г. №32 о закрытии молитвенных зданий Троицкого монастыря передал церковь под учебный комбинат по подготовке водителей с условием не менять ее внешнего облика. Здание комбината должно было состоять из полуподвального помещения, первого этажа и подсобных помещений. Автошкола получила официальный адрес: Огородный переулок, д. 1.
Ремонт шел быстро – монастырские стены были сделаны на совесть, а на внутренние перегородки и отделку помещений времени много не требовалось. При планировке территории учебного комбината не задумываясь подняли руку на святое – было разрушено кладбище при монастыре – на его месте разбили небольшой сквер «для отдыха обучающихся». Тогда рушили все, что связывало людей со «старым» миром, – впереди была новая и, казалось, счастливая жизнь. К 31 декабря 1940 г. все работы были выполнены, заказчик признал их удовлетворительными, и в январе 1941 г. автошкола приняла учеников в новом здании. Здесь было все, о чем мечталось, – классы со спецоборудованием, просторный гараж на 8 машин (ГАЗ-42, ГАЗ-АА, ЗИС-21, ЗИС-5), механические мастерские, бензохранилище и даже дом для преподавателей. Чтобы все это уместить на отведенной территории, пришлось немного потеснить жившую рядом помещицу.
На обучение принимали по договорам – от различных хозяйственных организаций города, заводов, по разнарядке министерств. По Рязани и области рассылались приглашения, а иногда указания направить на обучение сотрудников предприятий и учреждений с целью дальнейшего их использования в качестве водителей в различных наркоматах. Например, организации «Рязаньхлеб» управления промкооперации предлагалось отправить на обучение людей для последующей работы в Наркомлесе.
***
С началом войны работа автошколы стала подчиняться суровой необходимости обеспечивать обороноспособность страны и ковать кадры для фронта. Государственный комитет обороны СССР поставил задачу готовить военных шоферов, и райвоенкоматы вербовали будущих водителей по селам области, отправляя команды на обучение в Рязань. Кроме того, в некоторых районах были организованы учебные пункты и отделения школы для подготовки военных водителей.
В группах было от 25 до 40 человек. Бывшие крестьяне с образованием от 2 до 5 классов, редко у кого было 7 или 9, садились за парты и осваивали профессию, о которой в мирное время не могли мечтать. Темы занятий: введение, двигатель, смазка, охлаждение, карбюратор, электрооборудование, путевые неисправности, силовая передача, механизмы управления, ходовая часть, правила уличного движения, эксплуатация машин, парковая служба. Ученики были в основном беспартийные, на группу – 1-2 члена ВЛКСМ. С теми, кто не вписывался в установленные дисциплинарные рамки, расставались сразу и без сожаления. Так, приказом от 17 ноября 1943 г. № 133 за нарушение трудовой дисциплины и курение в классе курсант Соловьев был исключен из автошколы.
С 25 января 1943 г. начали занятия одна за другой группы, в которых обучались девушки. С 23 апреля к обучению приступили 5 групп спецнабора, уже называемые взводами, а обучаемые – курсантами. Группы были разными по наполнению и составу обучаемых: в одних учились исключительно жители Рязани, в других – из Рязанской и других областей. Три месяца обучения – и в действующую армию. Иногда срок учебы сокращался почти вдвое, видимо, это диктовалось обстановкой на фронте.
Потребность в водителях была огромная: неизбежные потери во время военных действий вносили свои коррективы в план подготовки шоферских кадров. В 1944 г. поток курсантов стал настолько большим, что автошкола уже не могла самостоятельно справляться с организацией их размещения и снабжения и обратилась за помощью к председателю Рязанского горсовета депутатов трудящихся Андрееву. Решением облисполкома от 3 февраля 1944 г. курсанты-военнообязанные были обеспечены продуктовыми и промтоварными карточками, а начальник Рязанского гарнизона распорядился разместить приехавших на обучение лиц, не проживающих в Рязани и временно располагавшихся в аудиториях школы, в Певческих казармах.
Преподаватели до августа 1945 года не имели права уходить в отпуск, получая за это небольшую денежную компенсацию. Теорию преподавали Г.И. Берестинский, Д.А. Богачев, З.П. Григорьева, практическую езду – Н.И. Пирогин, С. Степанов, А. Воронков и др.
Но не стоит думать, что руководство Наркомата автотранспорта, куда входил трест «Трансэнергокадры», держало Рязанскую автошколу в ежовых рукавицах. Были и другие примеры – награждение почетными грамотами и премиями, объявление благодарности, передача работникам новых валенок, снабжение в предзимний период топливом, обеспечение повышенных окладов преподавателям-фронтовикам, выплата стипендий учащимся.
В 1944 г. план выпуска специалистов в автошколе составил 900 человек и был перевыполнен на 103%. 13 марта 1944 г. облвоенком полковник Елшин в справке сообщает, что от Рязанской автошколы принято 314 подготовленных за первый квартал стажеров-шоферов. А вот к годовому плану 1946 г., значительно более низкому по сравнению с военными годами, перевыполнение составило 304%, или 1031 чел.
На хорошем счету
1945
октябрь – Почетными грамотами за достигнутые высокие показатели в соцсоревновании в годы Великой Отечественной войны награждены Г.И. Берестинский, Н.И. Пирогин;
ноябрь – приказом народного комиссара автомобильного транспорта РСФСР № 258 «Об итогах соцсоревнования…» отмечена хорошая работа Рязанской автомобильной школы.
1946
Рязанская областная автошкола признана одной из лучших (директор А.Д. Вяткин).
В августе 1945 г. начальником отдела по подготовке шоферских кадров ГАИ Рязанской области и ответственным за их организацию был полковник Марков. В I квартале 1946 г. учебным планом автошколы предполагалась подготовка шоферов 3-го класса, переподготовка ремонтных, теплосиловых и внутризаводских железнодорожных кадров. Например, был заключен договор на обучение в течение 4 месяцев нескольких работников Касимовской фабрики «Красный текстильщик» и колхоза имени Калинина Спасского района. В послевоенное время школа осуществляла подготовку шоферов-стажеров для наркоматов и ведомств СССР, выпуская за год более тысячи водителей 3-го класса, шоферов-газогенераторщиков, а также переподготовку специалистов автохозяйства, до 1972 г. – бульдозеристов и экскаваторщиков.
***
Рязанская областная автошкола жива и сегодня, продолжает обучать автомобильному делу, лишь поменяла название на Рязанский центр профессиональной подготовки и повышения квалификации кадров Федерального дорожного агентства и место дислокации.
Рязанская областная автомобильная школа (1938)
Со 2 ноября 1948 г. – Рязанский учебный комбинат.
С 13 января 1998 г. – Рязанский учебно-курсовой комбинат автомобильного транспорта.
С 1 августа 2012 г. – Рязанский центр профессиональной подготовки и повышения квалификации кадров Федерального дорожного агентства.
За более чем 75-летнюю историю подготовлено свыше 280 тыс. водителей.
В 1996 г. в связи с возвращением здания Свято-Троицкого монастыря (ул. Огородная, 25) Рязанской епархии учебное заведение стало размещаться на ул. Высоковольтной, 27, в заброшенном здании, которое планировали переоборудовать под поликлинику автотранспортных предприятий города. Сейчас это современный учебный центр, имеющий богатую историю и полностью отвечающий целям, поставленным 78 лет назад перед Рязанской областной автошколой, – учить мастерству вождения.
Светлана Ардашева