Лет двадцать назад каждому рязанцу было любо-дорого прийти в Центральный парк культуры и отдыха, именуемый в разговоре Городской или Рюминой рощей. Теперь гулять здесь – лишь душу травить, так все вокруг запущено и неухожено.
И ведь было много всяких грандиозных проектов по «возрождению» Горрощи. Только все они исходили из того, как бы повыгоднее использовать парковую землю, а уж если останется на ней какая растительность, деревья и кустарники, то и это хорошо. Инвесторы порою очень искушали городские власти своими «прожектами», но те, не дали пока что пустить рощу под топор.
И вот налицо новая попытка вернуть Рязани ее некогда ухоженную «жемчужину». Городские власти объявляют конкурс на лучший проект благоустройства зеленого массива. Четыре автора (вернее, авторских коллектива) анонимно выставляют эскизы проектов в управлении городской архитектуры для всеобщего обозрения и оценки. Народ идет, смотрит и оставляет свои суждения в книге отзывов.
Как можно понять из записей, наибольшие симпатии горожан вызвали проект под номером 212, возвращающий в советское «ретро», с памятной по тем временам парковой архитектурой (например, колесом обозрения), и проект под номером 353, который обращен к русскому деревянному зодчеству, навевает сказочные образы и т.д. Третий проект, под номером 374, можно назвать авангардно-помпезным хотя бы из-за двух вычурных входов в парк со стороны улиц Пушкина и Братиславской. Наверное, из-за этого «авангардизма» он не очень понравился «судьям» из народа. По четвертому проекту (под номером 321) мнений было высказано мало, а я так вообще сначала его за важный документ не приняла: стоит на окне лист ватмана с мелкими нераскрашенными узорами…
Члены жюри (я как раз попала на его заседание) тоже не особенно восторгались четвертым проектом – по той, например, причине, что «он мало чего нового привносит в парковую структуру». «Авангардный» проект был назван наиболее «продуманным и функциональным», и такого мнения, помнится, придерживались сначала все выступающие. Но потом постепенно разговор направился в то русло, что эмоциональный заряд, который заложен в проектах номер 212 и номер 353 тоже имеет основу и корни, люди хотят сохранять свою связь и с давним, и с недавним прошлым. И потому нельзя, наверное, выбрать какую-то одну работу, надо в каждой из них взять самое лучшее и все это соединить вместе.
Всех удивил глава администрации города В.Е. Артемов, который тоже присутствовал на обсуждении. «Что это вы четвертый проект бракуете? – обратился он к членам жюри. – Мне-то он как раз больше всех нравится, потому что предусматривает, как вы сказали, наиболее милосердное вторжение в природную парковую среду, которую надо всеми силами сохранять».
Тем более, как выяснилось в ходе дальнейшего разговора, в Рюминой роще еще много живых диковинок: и дубовый дендрарий, и многовековые деревья, и так нравящиеся посетителям водоплавающие утки, и трепетно оберегаемые сотрудниками парка ужи.
Итак, почва прозондирована – «замерено» по возможности общественное мнение, выяснено, как думают специалисты-архитекторы и городская власть… Теперь по старой традиции: «За работу, товарищи!», за конкретное воплощение всех добрых идей, центральная из которых такова: после всяческих благоустройств и преобразований Городская роща должна остаться целой и невредимой.
Теперь о тех, кто разрабатывал проекты. Всем им вынесена благодарность, и всех решено поощрить. Да, но кто же они? Этот вопрос держался в тайне до самого конца заседания. Потом, наконец, вскрыли конверты с засекреченными именами… И что же вы думаете? Большая часть авторов – студенты архитектурного отделения Рязанского института (филиала) МГОУ. Молодцы, ребята!
точка зрения
Андрей Петруцкий,
член рязанского областного отделения ВООПИиК, член Русского ботанического общества
– Хорошо, что городская власть приняла решение благоустроить Горрощу, хорошо, что организовала конкурс проектов… А вот с условиями, которые были выставлены конкурсантам, я не согласен. Они должны были вместить в свой проект Зеленый театр, торговые точки, ресторан или кафе… Лично я вижу парк как тихое место для семейного отдыха, чтобы можно было в укромном местечке посидеть на травке или даже полежать, послушать птиц, подышать воздухом… И никаких торговых и питательных точек! Захотел подкрепиться – ресторанов и кафе полно за пределами парка. И не надо Зеленого театра, «чертова колеса» – все это погибло, сгнило, потому что не было востребовано. А вот историческую тропу по парку, например, по тем местам, где гуляли русские цари, приглашенные в рощу рязанским купцом Иваном Рюминым, надо бы открыть…
Я хотел бы видеть нашу Горрощу похожей на Павловский парк под Петербургом, прекрасный пейзажный парк…