Нынешнего школьника легко представить за компьютером или с планшетом в руках и в наушниках. А попробуйте вообразить мальчика, который опиливает деревья, или девочку, выдергивающую сорняки на цветущей клумбе… Картина просто идиллическая, прямо лубок! Но сейчас это можно увидеть в областном детском эколого-биологическом центре. Кроме цветоводства, садоводства, дети занимаются выращиванием овощных культур, ухаживают за животными. И за все это подростки, которые трудятся в центре на полставки в качестве подсобных рабочих, могут получить в конце месяца зарплату – около пяти тысяч рублей.
Уже третий год в эколого-биологическом центре реализуется проект «Трудовое лето». Осуществляется он в рамках государственной программы Рязанской области «Профилактика правонарушений и предупреждение чрезвычайных ситуаций на 2015 – 2020 годы». Трудовые деньги подростков складываются из субсидий, которые выделяются на эту госпрограмму и материальной поддержки от Рязанского городского Центра занятости населения. Подсобные рабочие пришли на учебно-опытный участок центра в июле и работало тогда 17 человек. В августе трудятся 13 несовершеннолетних.
Учитывая специфику программы, невольно задаешься вопросом: если она во многом рассчитана на «трудных» ребят, то много ли их на делянках и грядках? Увы, далеко не все, кого городской Центр занятости направляет «профилактически» поработать с растительным и животным миром, доходят сюда. Видно, считают: не к лицу «крутым парням» иметь дело с граблями, мотыжкой. Зато из тех, кто решается на это, некоторые прирастают к центру душой.
Я познакомилась с мальчиком, который пришел сюда «по линии» комиссии по делам несовершеннолетних. Педагоги говорят, что прошлым летом были с ним некоторые хлопоты, все старался побездельничать. В этом году, как говорится, «осознал». Мне он говорил так: «Я на повара учусь, скоро на нашем курсе практика. Для нее и форма нужна, и продукты, из которых надо будет готовить. Придется самому многое покупать, и деньги у меня для этого будут».
Принято считать, что нынешний подросток не знает, что такое – заработать «на кусок хлеба». Кто-то знает! Девочка, с которой я разговаривала, тоже работает в центре второй год. Прошлым летом у нее в семье сложилась очень горестная ситуация: папа умер, мама тяжело и опасно заболела, ей нужны были лекарства. И на подготовку к занятиям в школе (а нынче, как известно, это стоит недешево) очень пригодились те деньги, которые она сама заработала.
От разговоров с юными подсобными рабочими у меня остались хорошие впечатления. Серьезный народ! Вот Егор (ему, кстати сказать, доверена очень ответственная работа: трудится на измельчении обрезанных веток), он тоже второй год берет направление в эколого-биологический центр. До этого мальчик, оказывается, работал «подсобником» на предприятии недалеко от дома. «На что вам деньги?» – задала я «провокационный» вопрос. Он, усмехнувшись, ответил: «На свадьбу». Понятно, что все рассмеялись, потому что, по всем правилам, событие это должно состояться не так скоро.
Но в принципе и это может быть, потому что в данном случае несовершеннолетние дети получают за свой труд не какие-нибудь случайные деньги, а самую настоящую зарплату, с которой идут все социальные отчисления – например, на будущую, пока еще очень далекую, пенсию…
И здесь мне видится большой прогресс в деле, которое называется «трудовое воспитание». Нас когда-то тоже воспитывали, мы ходили помогать телятницам убирать за животными навоз, и кое-кто из женщин втихомолку совал нам «рублик», справедливо полагая, что труд надо оплачивать. Но в то время труд школьников считался гражданской обязанностью, а то и подвигом («Всем классом – на село»). И когда система ценностей в обществе изменилась, трудовое воспитание в школах исчезло. Правда, не везде. Например, продолжает организовывать летнюю трудовую практику для ребят верный друг эколого-биологического центра – рязанская школа №14. Я видела ее ребят, которые охотно трудились «за так». Другие близлежащие от центра учебные заведения когда-то сотрудничали с ним, а теперь нет. Конечно, это никак не исключает того, что их школьники занимаются, скажем, растениеводством – там, где есть возможность. Но в целом организовать труд детей сейчас очень сложно, даже в сельской местности: столько законодательных запретов, ограничений, условий. Потому далеко не всем сельским школам удается, как это когда-то делалось, кормить себя.
Непросто и с трудовым устройством городских детей. Число «подсобных рабочих» в эколого-биологическом центре ограничено размером государственных субсидий. Можно еще каким-то образом подработать? «Устраиваться на предприятие мне не хотелось, – говорил мне в центре еще один подсобник Егор, – говорят, что там могут обмануть». Вот вам еще одна проблема, к тому же, насколько я знаю, работодатели и не горят особым желанием брать к себе на работу подростков – это и большая ответственность, и экономически не выгодно.
Но несмотря на имеющиеся трудности, подвижки есть, о чем свидетельствует та же программа «Трудовое лето». Можно заметить, что на производстве, в образовательной среде и в обществе в целом с недавних пор созрело понимание того, что без участия школы невозможно совершить прорыв в экономике, в подготовке инженерных, технических, рабочих, сельскохозяйственных кадров. «Грядут в этом деле большие перемены», – обнадежили меня сотрудники центра.
Будем ждать августовских совещаний педагогов.