В начале декабря в России вступил в силу Федеральный закон «О передаче религиозным организациям имущества религиозного назначения, находящегося в государственной или муниципальной собственности». Этот документ ждали, так как процесс передачи имущества различным конфессиям идёт давно, часто сопровождаясь громкими скандалами.
Новый закон предусматривает безвозмездную передачу федеральными, областными и местными властями имущества религиозного назначения (в том числе памятников истории и культуры) и земельных участков, на которых оно расположено, религиозным организациям. Имущество передаётся в собственность или в безвозмездное пользование (если федеральные законы не позволяют отчуждать это имущество, конфессия претендует на помещение в здании нерелигиозного назначения или сама не хочет брать имущество в собственность). Причём для властей установлены жёсткие сроки: обращения религиозных организаций должны рассматриваться за месяц, и при положительном решении передача имущества происходит в течение двух лет.
Но если в зданиях находятся государственные или муниципальные учреждения или организации, жилые помещения, то сначала придётся предоставить им новые площади (если они специализированные, то придётся их строить). В таком случае имущество передаётся по специальному плану, в котором оговариваются сроки и другие различные аспекты переезда учреждений и организаций. Проволочек быть не должно: после окончания переезда на подачу заявления о прекращении права бывших обитателей здания на хозяйственное ведение или оперативное управление даётся три дня. Передача жилых помещений осуществляется после предоставления гражданам жилья в соответствии с планом. В любом случае религиозная организация должна въехать в здание не позднее чем через шесть лет после подачи заявления о передаче имущества.
В законе учтено много аспектов. Например, нельзя передавать музейные предметы и коллекции, включённые в состав Музейного фонда РФ, документы Архивного фонда РФ и национального библиотечного фонда. Но у деятелей культуры, общественности, юристов закон вызывает много вопросов. В первую очередь, его исполнение связано с переездом культурных учреждений. Взять те же музеи-заповедники: часто трудно отделить укреплённый древний кремль-город от монастырской территории.
точка зрения
Александр Семёнов,
кандидат политических наук, доцент Рязанского заочного института Московского государственного университета культуры и искусств:
– Необходимо вырабатывать механизмы взаимодействия государства и церкви. Государство обязано работать с религиозными институтами, не только с РПЦ, но и с мусульманами, и с другими конфессиями. Каковы должны быть механизмы взаимодействия? Есть примеры многонациональных многоконфессиональных стран. Это и США, и целый ряд современных европейских государств (конечно, там тоже не обходится без проблем).
В первую очередь, необходимо решать вопросы церковной собственности, законодательно отрегулировать их. Если мы идём по пути восстановления исторической справедливости, это должно происходить на основании единого для всех конфессий федерального закона – ясно, понятно изложенного. Потому что иначе возникают преференции для некоторых конфессий, как правило, региональные. В центральной России – для РПЦ, в Поволжье – для мусульман.
По закону, в имущество религиозного назначения входят здания и культовые комплексы, построенные для осуществления или обеспечения не только религиозных церемоний, монашеской деятельности, профессионального религиозного образования, но и для проведения религиозных собраний, обучения религии, паломничества, в том числе здания для временного проживания паломников. Также конфессиям безвозмездно передаётся имущество нерелигиозного назначения, но перепрофилированное (на момент вступления в силу закона) для осуществления или обеспечения вышеприведённых и ряда других функций. Безвозмездно передаются здания нерелигиозного назначения, предназначенные для обслуживания имущества религиозного назначения или образующие с ним монастырский, храмовый или иной культовый комплекс.
Тут возможна широкая трактовка. И архисложно будет властям разного уровня всего за месяц вынести правильное решение. Конечно, в законе прописаны механизмы урегулирования разногласий: в спорных случаях создаются комиссии из представителей органов государственной власти, местного самоуправления, общественных организаций, руководящих органов религиозных организаций и специалистов в области религиоведения, культурологии, права и других. А уполномоченный орган в недельный срок обязан размещать на своем Интернет-сайте принятое к рассмотрению заявление религиозной организации и впоследствии – своё решение. Физические и юридические лица, не согласные с решением, вправе обращаться в суд.
Возьмём другой аспект. Предусмотрены ли в бюджете государства, регионов, муниципалитетов затраты на переезд музеев, архивов, концертных залов и т.п., находящихся в сооружениях, ранее принадлежавших конфессиям? Ведь срок на переезд – всего шесть лет. А многие деятели культуры, представители общественности волнуются за сохранность памятников, передаваемых религиозным организациям. И других вопросов немало. Найдутся ли на них ответы?
Ирина Макарова