15:53 МСК
Понедельник
22 / 04 / 2024
1537

Гармония в единстве

Этот год стал для Татьяны Головановой, народного художника России, лауреата Государственной премии, главного художника фабрики «Скопинская художественная керамики», очень плодотворным. У нее прошли две персональные выставки. Зураб Церетели, который побывал на одной из экспозиций, сказал, что благодаря таланту Головановой, ее трудолюбию и удивительной любви к родному промыслу народное искусство в России продолжает жить. Когда попросил Татьяну Константиновну об интервью, то она на мгновенье задумалась. Позади международный арт-фестиваль в Тунисе, а впереди экспертный совет в Москве, который требовал серьезной подготовительной работы. Но тем не менее, мы нашли время поговорить.

Р.В. – Татьяна Константиновна, что-нибудь изменилось в вашей жизни после получения звания народного художника России в 2009 году?

Т.Г. – Кроме возросшей ответственности, предъявляемой к собственным работам, наверное, больше ничего не изменилось. Темп жизни по-прежнему остается очень высоким. В этом году ездила в Беларусь на пленэр. Потом была подготовка и проведение четвертого Международного фестиваля гончаров в Скопине. За всем за этим нельзя было забывать о делах производственных. Для того, чтобы продукция нашей фабрики оставалась востребованной, нужно чутко улавливать тенденции потребительского рынка. А значит, необходимо бывать на ярмарках, встречаться с потребителями. На выставке-ярмарке «Обнови свой сад-2010», в которой принимали участие более ста пятидесяти участников, изделия фабрики не потерялись. Диплом лауреата, свидетельство и почетный трофей в очередной раз подтвердили высокое качество нашей продукции. На выставке заключили договора на поставку скопинской керамики в Москву, Тверь, Гусь-Хрустальный, Калининград и многие другие города России. За текущий год мы запустили в производство около пятидесяти новых видов изделий.

Р.В. – Татьяна Константиновна, с народным художником хотелось бы говорить не о «хлебе насущном», который, несомненно, важен для производства, а все-таки больше о «пище духовной». Что нового появилось в вашем творчестве и чем вы порадует почитателей своего таланта?

Т.Г. – В одной из наших прошлых встреч я уже говорила, что большое влияние на мое творчество оказывают поездки по стране, за рубеж и встречи с интересными людьми. Была поездка по монастырям Тверской области, а потом появилась серия работ, которую назвала «Озеро Селигер». Совсем недавно вернулась из Туниса. В курортном городке Монастир проходил арт-фестиваль, в котором принимали участие 150 человек из двадцати пяти стран. И так получилось, что я была единственным керамистом. В Тунисе гончарство развито, но сложных форм нет. В основном крупные цветочные банки и большие вазы. То, что делала я, для них необычно. Мою экспозицию признали самой элегантной, а на следующий год, в апреле планируется проведение пленэра гончаров, на который меня пригласили уже в качестве организатора. Впечатления от поездки в Тунис, в пустыню Сахара остались неизгладимыми. Теперь думаю о создании серии работ под условным названием «Цветы пустыни».

Четвертый Международный фестиваль гончаров, который прошел в Скопине, тоже оставил, если так можно выразиться, «зарубки на память». Во время работы фестиваля открылась выставка нашего краеведа Вячеслава Егорова «Живой огонь скопинских горнов из глубины веков». Его находки на Лихаревском городище заставили по-новому взглянуть на профессию гончара, задуматься о вечном. Более двух тысяч лет работы неизвестного мастера пролежали в земле, и теперь по отдельным фрагментам можно представить, каким был уклад жизни наших предков. Думаю, что эти мысли найдут отражение в моих работах.

Р.В. – Татьяна Константиновна, вы упомянули о международном фестивале, который прошел в Скопине. Какие впечатления остались у вас после него?

Т.Г. – Таких фестивалей, которые мы проводим в Скопине, в России больше нет. Это не мои слова, а мнение его участников. Более ста пятидесяти гончаров из тридцати регионов нашей страны, стран ближнего и дальнего зарубежья в течение недели показывали свое мастерство, делились секретами профессии. Уровень конкурсной программы был очень высок, а жюри – строгое и компетентное. Его возглавляла профессор кафедры теории и истории декоративно-прикладного искусства и дизайна Московской государственной академии им. Строганова Ралия Рифгатовна Мусина, человек, больше которого о гончарстве не знает никто. Она сказала, что фестиваль в Скопине не только помогает сохранению гончарства России, но и способствует его развитию. Нельзя не сказать о людях, приезжающих на фестиваль. Это подвижники и энтузиасты своего дела, которые сохраняют историю страны, ее традиции и прививают подрастающему поколению любовь к родной земле. Вот и на фестивале мастера из Литвы и Белоруссии, Москвы и Санкт-Петербурга с удовольствием показывали ребятам школ дополнительного образования свои работы, делились секретами мастерства, учили азам гончарства. И очень жаль, что работа фестиваля так скромно освещалась в средствах массовой информации.

Р.В. – Татьяна Константиновна, хорошо известно, что, помимо работы главного художника фабрики керамики, вы занимаетесь еще и общественной деятельностью. Творчество, работа, общественные нагрузки. Как у вас хватает на все время?

Т.Г. – Мне кажется, тут дело не столько во времени, сколько в ответственности. Я родилась и живу в Скопине. В городе, который дал мне возможность учиться, развиваться, приобщаться к профессии. Я благодарна людям, которые окружали меня, делились секретами профессии, поддерживали в трудную минуту. Конечно, времени катастрофически не хватает, нагрузки большие, но чувство благодарности и понимание своей личной ответственности за все, что происходит в родном городе и стране, заставляют жить в напряженном ритме. Иначе нельзя. Если в жизни человека отсутствует хотя бы один компонент, то его жизнь, на мой взгляд, теряет нечто важное. Гармония человеческого существования мне видится в единстве трех составляющих. Возможность заниматься творчеством, производство и общественные интересы дают ощущение полноты жизни и делают счастливым любого человека.

Беседовал

Статья опубликована в газете Рязанские ведомости в номере 238 (3789) от 15 декабря 2010 года
Подписывайтесь на нашу группу ВКонтакте, чтобы быть в курсе всех важных событий.
Телетайп
Москва. На общественное обсуждение на сайте Рослесхоза выложен Лесной план Московской области на 2010—2018 годы.
А скрипка цвета не имеет, она имеет только звук
Завершился VI Международный конкурс скрипачей имени В.Ф. Бобылёва. Гран-при увезли в Воронеж
Лада Петрова
Читайте в этом номере: