За окном – теплый солнечный день. Летние каникулы уже близятся к концу. В Рязани, в центре временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей, – трое подростков. Среди них – пятнадцатилетняя Лиза (имя изменено). Кажется, что она вполне доброжелательна, открыта и готова к общению. Девушка охотно рассказывает о себе психологам, пришедшим из комплексного центра социального обслуживания населения «Семья». Лиза признается, что в центр временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей попадает не в первый раз. Только в этом году она здесь побывала уже дважды. Причина – асоциальное поведение: распитие спиртных напитков, нарушение комендантского часа, агрессия по отношению к близким. Лиза говорит, что осознала свои ошибки и обещает обязательно исправиться. А еще девушка твердо решила после окончания одиннадцатого класса поступать на психолога, чтобы в дальнейшем помогать детям, оказавшимся в кризисной ситуации.
Для того чтобы направить жизнь трудных подростков в нормальное русло, несколько лет назад в комплексном центре социального обслуживания населения «Семья» открыли отделение социальной помощи несовершеннолетним. Сюда могут обратиться ребята, у которых возникли проблемы с законом или те, кто уже отбыл наказание за совершенные преступления, но так и не смог найти общий язык с родственниками и окружающими. Психологи отделения работают также с подростками группы риска и их родителями.
Исключить вероятность
«Мы тесно сотрудничаем с центром временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей, отделом полиции № 3 города Рязани, школами, инспекциями по делам несовершеннолетних и защите их прав, наши специалисты участвуют в советах по профилактике детей, оказавшихся в зоне риска», – рассказывает заведующая отделением помощи несовершеннолетним центра «Семья» Татьяна Доценко.
Она и сама входит в состав инспекций по делам несовершеннолетних и защите их прав. Татьяна поясняет, что на заседаниях родителям, как правило, рекомендуют посетить занятия с психологом в центре «Семья». Нередко поначалу взрослые такое предложение воспринимают в штыки, но чуть позже все же приходят и приводят своих детей.
«Мы разговариваем с ребятами не по принципу «я – учитель, а вы – дети», а по принципу «я твой друг, но я старший друг», – продолжает Татьяна Доценко. Самое сложное – это выстроить на первой встрече контакт с подростком, расположить его к себе, дать уверенность в том, что здесь не обидят, а, наоборот, поддержат, помогут, дадут совет.
Иногда родители к специалистам обращаются сами, когда видят в поведении ребенка отклонение от нормы – к примеру, он становится агрессивным, наблюдается компьютерная зависимость или игромания. Татьяне Доценко особенно запомнился случай, когда девочка по собственной инициативе пришла вместе со своей мамой в центр «Семья». Сейчас с ними работают психологи.
Каждый раз специалисты пытаются понять, прежде всего, в чем причина конфликта, а уже потом находят пути для его решения. Психологи рекомендуют в таких случаях на первую встречу прийти родителям одним и рассказать специалисту о сложившейся в семье ситуации. Затем консультирование родителей и ребенка проводится отдельно. Только когда находятся точки соприкосновения, могут быть совместные встречи у психолога. «Не бывает так, что только ребенок или только родитель виноват в конфликтной ситуации, – считает Татьяна Доценко. – Значит, где-то друг друга не поняли».
Сила обстоятельств
Статистика неутешительна – ежегодно в России дети в возрасте от десяти до четырнадцати лет совершают свыше ста тысяч преступлений. По данным прокуратуры, одним из факторов, наиболее влияющих на уровень и характер совершаемых подростками преступлений, является материальное положение семьи. Практически половина ребят, совершивших правонарушения, воспитывается в неполных и зачастую неблагополучных семьях со слабым материальным достатком.
На протяжении последних пяти лет уголовная статистика свидетельствует о ежегодном росте на два – три процента рецидивной преступности несовершеннолетних. Вместе с тем отмечается сокращение числа подростков, совершивших преступление после постановки на профилактический учет в ОВД.
Немаловажную роль в криминализации детей играет большое количество свободного времени, которое они проводят без присмотра и контроля взрослых. Даже во вполне благополучных семьях работающие родители не всегда могут уделять достаточно внимания своим чадам. Для того чтобы переломить сложившуюся ситуацию, необходимо занять подростков и организовать их досуг.
Альтернатива есть
Специалисты отделения социальной помощи несовершеннолетним центра «Семья» не только оказывают психологическую помощь, но и занимаются организацией досуга для трудных подростков.
В центре есть тренажерный зал, в который подопечные могут приходить несколько раз в неделю. Это как бесплатный аналог фитнес-центра. Здесь же, в отделении, работает гончарная мастерская и кружок мыловарения. Татьяна Доценко говорит, что подростки не сразу начинают их посещать, но потом занимаются с удовольствием.
Примерно раз в месяц для трудных подростков в центре «Семья» проводят встречи с интересными людьми, которые в неформальной обстановке рассказывают о тонкостях той или иной профессии.
Не оставят в беде
Психологи сотрудничают со следственным изолятором. «Еженедельно мы приходим, чтобы проводить занятия с находящимися там ребятами, – отмечает Татьяна Доценко. – Для этого разработана специальная программа, направленная на адаптацию к местам изоляции. Когда ребята попадают в СИЗО, то получают статус несовершеннолетних подозреваемых. Мы не знаем, что с ними будет дальше – отправят ли их в исправительную колонию или выпустят на свободу, поэтому важно психологически адаптировать их к этому месту».
Сотрудники центра «Семья» и в СИЗО стараются разнообразить досуг подростков: учат их плести из бисера, делать папье-маше, рисовать плакаты и стенгазеты. И хотя такая деятельность в повседневной жизни для мальчишек несвойственна, они этим увлекаются.
Ребята воспринимают профессионального психолога, который приходит без формы, намного лучше. Они делятся своими проблемами, высказывают пожелания, у них по отношению к сотрудникам центра «Семья» не возникает агрессии. «Мы стараемся подростков, находящихся в СИЗО, насколько это возможно, не изолировать от общества и от социальных проектов, – говорит директор центра «Семья» Оксана Артемкина. – Так, получив грант для реализации проекта «Спортивным быть модно, активным быть стильно», проводили там спортивные соревнования».
Впоследствии, если несовершеннолетний признается виновным, его отправляют в колонию. Подростки из Рязанской области отбывают наказание в Усть-Усманской колонии (Липецкая область) и Шаховской колонии (Орловская область). С ребятами психологи продолжают работу вплоть до того, как им исполняется двадцать три года.
Как известно, от любой деятельности, связанной с воспитанием и образованием, результат виден не сразу, а лишь через несколько лет. «У нас был случай, когда начали работать с несовершеннолетним, находящимся в СИЗО, потом его осудили и дали небольшой срок, – рассказывает Оксана Артемкина. – Он вернулся и сам обратился к нам в центр. На данный момент у мальчика все стабилизировалось». Этот пример подтверждает, что ребята прислушиваются к психологам и в дальнейшем стараются не ступать на скользкий путь.
Фото предоставлено комплексным центром социального обслуживания населения «Семья»