Декабрь моего детства – это множество сугробов (не потому что не чистили улицы, а потому что климат был другой), округлые двухдверные троллейбусы, звонкие трамваи с заиндевевшими стёклами…Это вечерний поход с бабушкой на вокзал «Рязань-1» – встреча «Берёзки», на которой родители везут из Москвы сумку недозрелых мандаринов. Окна невысоких домов на Малом шоссе – совсем низко над землёй, прямо над сугробами, между рамами окон – вата, присыпанная блёстками. На ней лежат игрушки, встречаются и маленькие, набитые той же ватой, Деды Морозы. На самих стёклах наклеены вырезанные из бумаги снежинки, их лучики переплетаются с узорами, нарисованными морозом, повторяют узоры деревянного кружева наличников… И в этом ощущается дыхание Нового года…
Сейчас декабрьская Рязань совсем иная. В магазинах и около них встречают нас одинаковые синтетические ёлки, резиновые Санта-Клаусы, в витринах за пластиковыми окнами – яркие китайские игрушки. На Малом шоссе, на месте старых домиков и садов, сияет огнями торговый центр.
Нет, о многом я не жалею. Я рада и тому, что мандарины перестали быть экзотикой, и что в центре города светло – множество реклам, «огненные» гирлянды на деревьях, красивые фонари и плитка вместо асфальта. Мне по душе новые квадратненькие троллейбусы и автобусы со светящейся информацией, кофейни с интересным дизайном интерьеров, многое другое… Нравится и «корабль» торгового центра на Малом шоссе – как и другие подобные мегацентры. Зимой всё это выглядит празднично и нарядно…но как-то унифицированно. Если раньше только спальные районы по всей стране были похожи друг на друга (помните мультпролог к «Иронии судьбы»?), то теперь такая участь постигла и центры тех городов, где старину начали крушить, сжигать…
Перемены нужны. Но и овеществленная история города XX века – одежда, предметы, фото- и киноплёнки, запечатлевшие облик города, людские лица, записи голосов не должны исчезнуть с гибелью старых носителей информации, с уходом из жизни старших поколений. Четыре года назад я была в Орловском краеведческом музее, и меня поразила часть постоянной экспозиции. Музейщики призвали на помощь замечательных местных фотохудожников и создали картину 70-80-х годов. Улицы, горожане на снимках, а рядом – настоящая телефонная будка, в которой стоит мужик в телогрейке (хороший манекен) и опускает «двушку» в дисковый автомат.
И у нас в городе есть интерес к данной теме. Во дворце Олега в историко-архитектурном музее-заповеднике с успехом прошла выставка «Дорога в детство», на которой были показаны вещи и фрагменты интерьеров 2-й половины XIX – начала XX века. В рамках проекта «Культурная инициатива» выпущены альбомы фотохудожника Андрея Павлушина «Рязань уходящая. Острова памяти…» и «Рязань и рязанцы в фотографиях Евгения Каширина». Но этого мало. Пока недавнее прошлое города популяризируется только в виртуальном пространстве, в социальной сети «В контакте» в группе «Рязань, которую мы потеряли» http://vkontakte.ru/club9790016 и в какой-то мере на сайте «История, культура и традиции Рязанского края» http://www.history-ryazan.ru/.
Но мне думается, что надо создавать соответствующие музейные экспозиции как в помещении, так и под открытым небом. Например, сейчас обсуждается вопрос о создании в Рязани Дома фотографии. Если этот проект будет осуществлён (на что я очень надеюсь), один из залов можно посвятить краеведческой фотографии разных лет. А снимков таких в архивах рязанских фотографов тысячи, экспозицию можно регулярно менять. Под краеведческим фото я понимаю не только снимки домов и улиц, но и репортажи о городских событиях, уличные зарисовки…
На базе историко-архитектурного музея-заповедника в дальнейшем можно будет создать постоянную экспозицию быта второй половины XX века. А под открытым небом (на огороженной охраняемой территории) разместить трамвай «Сергей Есенин» (если он ещё существует), детскую парковую карусель 70-х годов с металлическими оленями, ту же телефонную будку… Пока же надо собирать документы, вещи – чтобы они не исчезли и не пришлось потом выкупать их за огромные деньги в других регионах…