Известный краевед и собиратель исторических фактов о Рязани Арсен Бабурин рассказал о том, почему так важно сохранять память о прошлом.
Август, как никакой другой месяц, богат на события, которые становятся памятными и значимыми для истории. Россия вступила в Первую мировую войну, официальным символом нашей страны признан красно-сине-белый флаг, победой завершилась битва на Курской дуге и началось сражение за Днепр… Множество дат, о которых помнят, но еще больше тех, о которых забывают. Жизнь быстротечна, и поколения, приходящие на смену ушедшим, часто не представляют, что происходило до них. Не придают значения, не считают нужным расспросить свидетелей событий – даже своих родственников, не знают, к кому обратиться за помощью, чтобы сохранить ценные для истории воспоминания или фотографии.
Такая ситуация характерна и для нашего города, в истории которого достаточно белых пятен. Но отрадно то, что есть в Рязани люди, стремящиеся сохранить память о событиях, вытащить «из тьмы веков» забытые имена и пополнить историю города новыми достопримечательностями. С таким человеком свела меня судьба при поиске материалов по истории Рязанской автошколы и ее деятельности в годы войны (публикации в «РВ» от 9 июня и 12 августа 2016 г.). Арсен Бабурин – автор «Рязанского топонимического словаря» в 12 томах, победитель акции «Люди года — люди города», награжденный премией Рязанской области имени академика И.И. Срезневского II степени, памятной медалью «Патриот России»… Человек, влюбленный в историю Рязани и сделавший немало для ликвидации неизвестных страниц ее истории. Его отношение к прошлому города – уважительное и трепетное, цели – благородны и серьезны, действия – решительны и эффективны. Около 50 памятных досок установлено в нашем городе по его инициативе или с его участием, некоторые – на личные средства. То, чем занимается этот уникальный человек, не зависит ни от каких организаций или учреждений, это его личное и бесконечно благородное дело. Но как-то так само собой складывается, что вдруг появляется у него новая тема, и сразу же возникают люди, способные ее разработать или оказать помощь в решении возникших вопросов. Арсен Валентинович увлеченно рассказывает о том, что сделано и что хотелось бы еще сделать для нашего города, о том, как важно хранить память – о людях или городе, ведь это один из общечеловеческих интересов, который важен для всех.
– Мне очень близка Рязань и ее историческое прошлое. В нашем городе множество мест, память о которых должна быть как-то оформлена, зафиксирована. Любой ребенок, идущий в школу, обратив внимание на мемориальную доску и узнав о том, что здесь жил известный человек, обязательно запомнит это, заинтересуется и когда-нибудь спросит: а кто это и что он сделал для того, чтобы его имя высекли в мраморе? Если спросите, есть ли у рязанцев интерес к своей истории, то, по моим наблюдениям, отношение к этому вопросу, ну, скажем так... спокойное. Есть энтузиасты, люди, увлекающиеся историей. Раньше их было, на мой взгляд, больше. Сейчас молодежь наша довольно мало знает о Великой Отечественной войне. Хотя это вопрос не к ним, а скорее к нам, старшему поколению. В свое время для меня стало открытием, что нет книги о том, как жила Рязань в годы войны. Есть сборники документов, которые интересны разве что специалисту, есть отдельные статьи, учебник истории, изданный педуниверситетом. Работают несколько поисковых отрядов разных вузов, по итогам их деятельности появляются репортажи и статьи в прессе. Есть ежегодный массовый патриотический порыв – «Бессмертный полк», проходящий по улицам города в День Победы, и воспоминания участников. Но все это отрывки, кусочки, фрагменты… Полноценную, добротную и интересную книгу о Рязани в Великой Отечественной войне никто пока не написал. А вот в Михайлове и Скопине, например, такие книги изданы.
Однако есть надежда, что ситуация поменяется. 22 июня в Рязани был проведен региональный «круглый стол», посвященный 75-летию начала войны, на котором было принято решение о создании рабочей группы по написанию такой книги. Второе решение – об оформлении в статусе мемориала и присвоении почетного звания «Рубеж воинской доблести» ряду населенных пунктов, где проходила передовая линия обороны на территории Рязанской области (это Михайловский и Захаровский районы). Кстати, такая же «линия обороны» может появиться и в Рязани. Уже много лет разрабатывается идея об установлении на Московском шоссе, возле пешеходного моста через речку Павловку, стилизованной композиции противотанковых ежей. Место выбрано не случайно. Именно здесь из таких ежей осенью 41-го, готовясь к уличным боям, соорудили одну из линий обороны города. Еще одна линия обороны, уже с ДОТом, точкой ПВО, проходила непосредственно внутри города, у моста возле Дома художника.
И это, я думаю, правильно. Сейчас уже мало кто помнит, а современные поколения даже и не представляют, что Рязань подвергалась налетам вражеской авиации. Что только до августа 42-го от авиационных бомб в городе погибло более 100 человек! А эшелоны с блокадниками? По архивным данным, только с 23 февраля по 1 мая 1942 года через Рязань-2 проследовало 110 эшелонов с 217 тысячами ленинградцев! Почему бы и этот факт не отразить в памятной доске? К тому же для многих из ленинградцев Рязань стала второй родиной. И еще один важный момент: события, о которых я только что говорил, происходили 75 лет назад.
Еще много чего хотелось бы сделать – найти новые имена, установить всех героев, живших в рязанских домах, увековечить их память… Планы есть. И если их воплотить в жизнь, то и город наш станет более интересным, исторически наполненным, приятным для познавательных прогулок и его жителей, и гостей. Память нужна!
Светлана Ардашева